15.05.2007 СЗФО: машиностроение может стать экспортно ориентированным Российский Северо-Запад всегда славился своим оборонным комплексом и его ключевым звеном – машиностроением. Сегодня эта отрасль переживает не лучшие времена и, чтобы она могла развиваться дальше, в ней нужно очень многое менять. Тем не менее в будущем региональное машиностроение сыграет существенную роль в экономике региона и РФ. И неважно, будут ли это адаптировавшиеся к рынку старые или совершенно новые предприятия, кто будет ими владеть – иностранцы или отечественный капитал. Важны преимущества, которые дает инвесторам Северо-Запад. К таковым можно отнести высокий научный потенциал и профессиональный уровень специалистов. Близость к Европе упрощает импорт нового технологического оборудования и комплектующих (возможно, завтра это преимущество распространится и на экспорт нашей высокотехнологичной продукции). Новые машиностроительные мощности потребуются для запуска в эксплуатацию и обеспечения работы сырьевых месторождений арктического шельфа. То, что Петербург может стать крупным дистрибутивным центром через 10−15 лет, стимулирует развитие производств: там, где идет управление транспортными потоками, возникают сборочные, обрабатывающие и прочие заводы. Пока в РФ такое видение перспектив развития транспортной логистики есть только у властей Петербурга и Московской области. Приятной особенностью Северо-Запада для инвесторов станут портовые особые экономические зоны (ОЭЗ), на территории которых смогут беспошлинно работать не только транспортно-логистические компании, но и промышленники. Ожидается, что статус ОЭЗ получат порты Усть-Луга, Петербург, Мурманск. Эти преимущества дадут ощутимый эффект только в том случае, если удастся справиться с проблемами, которые серьезно тормозят развитие машиностроения на Северо-Западе. Корень зла – в дефиците квалифицированных специалистов, энергоресурсов для новых производств, дешевых банковских кредитов, территорий с подготовленной инфраструктурой для размещения новых предприятий. Все это является серьезнейшей помехой для науко— и капиталоемких высокотехнологических производств. В рыночных условиях машиностроители РФ оказались неконкурентоспособными. Их продукция пока еще находит спрос внутри РФ (это вызвано невысокой платежеспособностью покупателей), но он явно будет сокращаться: потребитель все чаще ищет высокое качество и квалифицированный сервис. А этого мы пока предложить не можем. На экспорт научились работать единицы предприятий Северо-Запада, главным образом выпускающие энергетическое и горное оборудование, железнодорожный транспорт, корабли. Все они попадают в сферу стратегических интересов государства, поэтому рано или поздно окажутся под его пятой – в том или ином госхолдинге – или под контролем окологосударственных компаний («Газпрома», «Атомэнергопрома», ВТБ и др.). Тенденцию к огосударствлению экономики не назовешь положительной. Но сегодня для многих это спасение: машиностроителям будет обеспечена загрузка, следовательно, они смогут развиваться. В стратегических секторах машиностроения обязательно появятся новые предприятия, так как нынешних мощностей просто не хватает для решения перезревших гражданских и оборонных задач РФ. В первую очередь они станут появляться там, где есть кадры, обладающие единым технологическим знанием и культурой производства сложной продукции. Этому критерию Северо-Запад соответствует как нельзя лучше. Проблема в том, что государство пока не желает на равных разговаривать с частным инвестором, а это осложнит жизнь новым проектам. В сегментах, неинтересных государству (пищевое оборудование, установки для малой энергетики, речные суда, грузовая техника), инвесторам выгоднее строить новые мощности под западные технологии и работать на внутренний рынок. Хотя если вспомнить, что в технологиях мы безнадежно отстали от передовых стран, то лицензионные продукты не помешают и госхолдингам. На Северо-Западе активно размещаются сборочные производства западных машиностроителей (Ford, Toyota, Nissan, General Motors, Electrolux и т.д.), за которыми постепенно потянутся в РФ традиционные производители комплектующих. Конечная продукция и тех и других ориентирована на российский рынок. Она будет экспортироваться в Европу только в том случае, если по соотношению «цена – качество» окажется лучше аналогичной азиатской. Поучаствовать в поставках компонентов стремятся и российские компании (заявленных проектов насчитывается не один десяток). Активная экспансия западных автопроизводителей дает шанс машиностроителям Северо-Запада. Иностранцы на чужом для себя рынке готовы сотрудничать с россиянами (передавать технологии производства и опыт управления), чтобы разделить риски. Чем сильнее будет встречное движение, тем быстрее современный опыт производства приживется в РФ. Компании откажутся от выпуска широкой линейки продуктов при небольших объемах (как это было в СССР). Зато начнут тиражироваться специализированные производства (одно-два изделия), но с большими объемами выпуска. Пока таких предприятий – поставщиков компонентов у нас мало, но если «процесс пойдет», нашим производителям конечной продукции удастся сфокусироваться на ключевых направлениях бизнеса (разработка и продвижение нового товара), отдав все второстепенные функции на аутсорсинг. |