10.05.2007 Региональный кинорынок близок к насыщению Стремительный рост московского кинотеатрального рынка вынуждал сети расширять географию и идти в города-миллионники. Но, как оказалось, и в этих городах рынок близок к насыщению. Выходить в Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск и Самару уже нерентабельно, отмечают участники рынка. Они объясняют причину быстрого роста регионального рынка усилением позиций местных сетей. По данным «Невафильм Research», на начало 2007 года первое место по количеству кинозалов в рейтинге городов-миллионников занимает Казань: 3,95 кинозала на 100 тыс. жителей. Уже после нее идут Москва с 2,77 кинозала, Санкт-Петербург — 2,53, Екатеринбург — 2,45, Новосибирск — 2,29, Челябинск — 2,1, Самара — 2,1. Как отмечает аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева, сейчас плотность киноэкранов в Казани приблизилась к европейскому уровню, превысив московский почти на 50%. Начальник отдела маркетинга сети «Киномакс» Максим Черноморец связывает стремительное развитие кинотеатрального рынка Казани с масштабным празднованием тысячелетия города в 2005 году. Быстрые темпы развития кинотеатрального бизнеса в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске и Самаре участники рынка объясняют активностью местных игроков, начавших работать задолго до прихода федеральных киносетей. Сейчас крупнейшими местными операторами, по данным «Невафильм», являются новосибирская «Арт Сайнс Синема» (8 кинотеатров, 25 залов), екатеринбургская «Премьер-зал» (15 кинотеатров, 21 зал), краснодарская «Монитор» (8 кинотеатров, 21 зал) и казанская Suvar (3 кинотеатра, 13 залов). Арт-директор сети «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» Дмитрий Ким считает, что для насыщения рынка Новосибирска необходимо еще 50—60 кинозалов. «Половину собираемся открыть мы, половину откроют федеральные сети, которые, правда, пока не присутствуют на нашем рынке. Но о планах выхода уже заявили «Синема Парк» и «КАРО Фильм», — говорит г-н Ким. Он отмечает, что «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» активно борется за свою долю на рынке Сибири. «Помимо Новосибирска мы присутствуем в Бердске, Кемерове, Горно-Алтайске. В ближайшие два года планируем выйти в Барнаул, Томск, Бийск, Искитим», — рассказывает г-н Ким. По словам Ксении Леонтьевой, с ростом конкуренции региональные киносети ищут новые методы борьбы за зрителя. «Suvar для привлечения новых посетителей открыла в городе IMAX», — говорит г-жа Леонтьева. Примеру Suvar собирается последовать и «Арт Сайнс Синема»: по словам г-на Кима, компания планирует в 2008 году открыть IMAX в Новосибирске. Участники рынка отмечают, что быстрое насыщение городов-миллионников кинотеатрами местных сетей делает проекты федеральных игроков менее рентабельными и значительно увеличивает сроки окупаемости. Гендиректор «КАРО Фильм» Игорь Ильчук указывает, что срок окупаемости региональных кинотеатров составляет сейчас «больше пяти, но меньше восьми лет». А Максим Черноморец отмечает, что из-за близости к насыщению рынков городов-миллионников многие сети, в том числе «Киномакс», планируют осваивать города с населением от 500 тыс. человек. |