08.05.2007  Россияне по-прежнему не желают покупать отечественные товары

   Плохие прогнозы в России почему-то сбываются с большей точностью, чем хорошие. ВВП никак не удваивается, потому что прогноз образца 2003 года бывшего советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова о ежегодном росте более чем в 7% до 2010 года практически не реализован (сбывался он лишь в 2003-2004 годах). Не подчинялась правительственным прогнозистам и инфляция. Только в прошлом году прогноз и реальность сошлись в одной точке - 9%.
   Напротив, с плохими прогнозами обстоит все гораздо лучше. Предрекали ускорение темпов укрепления рубля и получили более 10% в прошлом. Предупреждал еще в 2005 году Егор Гайдар, что высоких нефтецен век недолог: пожалуйста, они упали уже в конце прошлого года.
   Разработчики бюджетной трехлетки, прежде всего прогнозисты из ведомства Германа Грефа, исходят из того, что уже в 2009-м, максимум в 2010 году обнулятся сальдо российских торгового, а затем платежного балансов. В результате, по расчетам руководителя экспертной группы Минфина Евсея Гурвича, бюджет-2011 может быть сверстан уже с дефицитом. И это после 10 лет сплошного профицита. И тогда вслед за дефицитом вернется двухзначная инфляция.
   Обнуление сальдо должно произойти по двум причинам: экспорт энергоносителей замедляет свой финансовый рост, а импорт, подстегиваемый укреплением рубля, наоборот, растет как на дрожжах.
   Статистика полностью подтверждает эти пессимистические прогнозы. Cогласно расчетам МЭРТа, в первом квартале 2007 года импорт вырос более чем на 33%, а экспорт - всего лишь на 2% с небольшим. Однако в ведомстве Грефа еще смягчают действительность. Согласно таможенной статистике, обнуление сальдо может произойти чуть ли не в 2008 году.
   Вчера на сайте Федеральной таможенной службы были опубликованы данные о динамике импорта за первые четыре месяца этого года. Ввоз товаров из стран дальнего зарубежья достиг $43,3 млрд и тем самым увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 55,2%. Причем ускорение нарастает: судя только по апрельским показателям, импорт увеличился на 59,9%. Если диверсифицировать показатели, то рекордсменами импортного забега в апреле будут прежде всего напитки (как алкогольные, так и безалкогольные) - рост в 4,9 раза в рамках импорта продовольствия, а также иномарки (как легковые, так и грузовые) - увеличение закупок в 2,1 раза. В результате в апреле иномарки в товарной структуре импорта достигли никем раньше не прогнозируемых 21,3%. Год назад было 16%.
   Таким образом, укрепляющийся рубль, хотя темпы его усиления и снизились, все шире открывает ворота перед импортом. Национальная промышленность в этих условиях может отдыхать. Что она и делает. Достаточно вспомнить сокращение в первом квартале на 27% производства автомобилей на российских заводах.
   Конечно, само по себе выравнивание экспорта и импорта не страшно. Если только конкурентоспособный импорт не ставит крест на неконкурентоспособном внутреннем производстве. Попытки российских властей диверсифицировать экономику могут оказаться тщетными из-за нежелания российских потребителей покупать отечественное.
   А судя по данным таможни, патриотично настроенных потребителей все меньше и меньше. В общем, пока реальных оснований для того, чтобы избавиться от роли сырьевого придатка, у России нет. Более того, снижение цен на углеводороды при еще продолжающемся укреплении рубля сможет сыграть с российской экономикой дурную шутку: и ресурсы на развитие иссякнут, и покупать китайский и японский ширпотреб будет не на что.