08.05.2007  Что ждет небольшие лизинговые компании?

   Сегодня большинство лизинговых компаний развивают филиальные сети. В связи с этим возникает вопрос: останутся ли на региональных рынках небольшие компани, или они постепенно вольются в крупные финансовые группы? На него отвечают участники круглого стола - представители лизинговых компаний Северо-Запада РФ.
   По мнению Михаила Демченко, руководителя инвестотдела ГК «Интерлизинг», лизинговые компании в России пока не могут похвастать высокими транспарентностью и уровнем капитализации. Это сдерживает привлечение существенных объемов финансирования. Потому следует ожидать концентрации бизнеса. Каким путем будет происходить проникновение в регионы?
   «Исходя из нашего опыта, оптимальнее создавать филиалы с нуля. В таком случае проще масштабировать уже отработанную управленческую систему с минимальными затратами по отладке бизнес-процессов. Кроме того, это эффективнее обеспечит прозрачность бизнеса», - считает М. Демченко.
   Привлеченные агенты всегда преследуют свой собственный интерес. За ними требуется дополнительный контроль. Покупка местной компании предполагает прежде всего приобретение ее лизингового портфеля. Опасения, что крупные фирмы в перспективе “проглотят” весь средний и малый бизнес, напрасны: они найдут свои сегменты рынка, потому что лучше знают специфику местного рынка и гораздо оперативнее столичных групп.
   Александр Самойлов, директор петербургского филиала ЗАО «Центр-Капитал», рассказывает: «В субъектах Северо-Запада востребована та же линейка продуктов, которую мы продвигаем и в Москве, и в Петербурге. Специфика регионального спроса отражается только на продуктах, которые рассчитаны на “розницу”.
   Развитие филиальной сети - не самоцель. Ее расширение всегда обосновано потребностями потенциальных клиентов и теми лимитами, которые компания может направить на освоение рынка. По сути, это во многом вопрос формирования квалифицированной команды, которой можно доверить функции по управлению ресурсами.
   Чем шире сеть филиалов, тем сложнее достичь баланса между оперативностью принятия решений и жесткой регламентации процедур. Это объясняет, почему ни один филиал крупной компании не сможет подмять под себя региональный рынок. На нем всегда будут присутствовать разные игроки.
   Андрей Майданик, коммерческий директор компании «Прогресс-Нева Лизинг», отметил: кроме отраслевой специализации, есть еще специализация по объемам сделок. В сегменте лизинга для малого и среднего бизнеса работает не более двух-трех десятков лизинговых компаний, в том числе и наша. Как приблизить продукты к потенциальным потребителям? Этот вопрос связан со стратегией фирмы.
   Банковские лизинговые компании обычно идут вслед за банком и его клиентами. И тут могут быть разные способы расширения присутствия в субъектах РФ. Для региональной независимой компании в первую очередь имеет значение расширение продаж, потому она будет стремиться открывать прежде всего офисы продаж и уже на их основе формировать полноценные филиалы и готовить для них кадры.
   «Если говорить о кадрах, то наиболее востребованы сегодня специалисты по лизингу, занимающиеся оценкой финансового состояния клиента и готовящие заключение о проведении лизинговой сделки. В нашей компании работают выпускники разных вузов - ФИНЭКа, СПбГУ, ИНЖЭКОНа. Но специализация по лизингу в них слабая (в отличие от банковского дела), поэтому требуется внутрикорпоративная программа повышения квалификации», - сказал Андрей Майданик.
   Андрей Бугров, заместитель генерального директора ООО «Глобус-Лизинг», отметил, что высокий уровень конкуренции на Северо-Западе РФ заставляет предлагать клиентам такие условия сотрудничества, которые могли бы их заинтересовать. Потому приходится заниматься как крупными проектами, так и теми, которые ориентированы на малые и средние предприятия.
   Конкуренция заставляет искать новых клиентов, чтобы увеличить лизинговый портфель компании.
   Степень проникновения на региональные рынки во многом зависит от технологий, которые используют лизинговые компании. Скажем, иностранные фирмы располагают такими ресурсами, которых нет у российских компаний.
   Но далеко не все отечественные предприниматели могут получить доступ к финансам зарубежных фирм, для которых российский рынок выглядит более рискованным, чем для российских лизинговых компаний.
   Появление новых сильных игроков на рынке скорее способствует развитию отечественного лизинга, чем создает условия для слияний и поглощений ими менее крупных компаний.