07.05.2007  Как делают бизнес на обмене электронных денег

   Бизнес на обмене денег люди стали делать с тех самых пор, как появились сами деньги. А с появлением различных электронных платежных систем в интернете возникли и автоматические сервисы по обмену одних электронных денег на другие. Рынок такого обмена активно развивается, но не стоит обольщаться кажущейся простотой организации этого бизнеса.
   Сегодня для расчетов между интернет-пользователями, а также для оплаты различных товаров и услуг в сети обращается несколько десятков разновидностей электронных валют, выпускаемых конкретными электронными платежными системами (ЭПС; в ряду наиболее популярных - WebMoney, "Яндекс.Деньги", RUpay, MoneyMail и "Деньги@mail.ru"). Это создает определенные проблемы: не все продавцы принимают те деньги, что есть на руках у пользователя. Здесь на помощь и приходят обменники.
   Рынок обмена электронных денег зародился в 2001 году, когда интернет-сервис Roboxchange впервые предложил пользователям сети мгновенный автоматический обмен электронных валют. Roboxchange до сих пор лидирует на рынке обмена электронных валют. Правда, на его долю сегодня приходится значительное количество обменных операций (до 3 тыс. в сутки) со сравнительно небольшими суммами.
   В оптовом же сегменте рынка, то есть на рынке обмена крупных сумм, закрепился и лидирует обменный центр Onlinechange, который вышел на рынок в 2003 году, когда электронные деньги начинали обменивать в том числе компании, чей бизнес был так или иначе связан с интернетом.
   За последние полтора-два года на рынок вышел ряд новых амбициозных игроков - ExchEngine, SuperChange.ru, Exch.ru, "Меняла.ру", N-Change.net и др. На них, по разным оценкам, приходится не менее 20% всего рынка (80% - на Roboxchange и Onlinechange).
   Хотя есть и другие оценки. Николай Суворов, гендиректор Onlinechange, считает, что доля мелких игроков рынка в его сегодняшнем объеме может составлять до 40%.
   Откуда разночтения? В обменном интернет-бизнесе существует такое понятие, как "длинный хвост", характеризующее многочисленных клиентов различных обменников, меняющих мелкие суммы (до $5-10). Они кочуют от одного обменника к другому в поисках наиболее выгодного курса обмена нужной им электронной валюты. Мелкие обменники сегодня стремятся заполучить таких клиентов, то есть подбирают этот "длинный хвост". Подсчитать количество его участников весьма проблематично: аудитория интернета прирастает ежедневно.
   Рынок обмена - один из наиболее быстрорастущих сегментов онлайн-рынка, увеличивающийся на 60-80% каждый год. Олег Покровский, директор по развитию компании "Центр Интернет Платежей" (торговая марка Roboxchange), оценивает ежегодный оборот рынка обмена электронных валют в 3% оборота основных платежных систем (более $120 млн).
   Источники, близкие к ведущим игрокам рынка, утверждают, что чистая прибыль лидеров отрасли составляет не менее $1 млн в год. А чистый ежегодный доход отдельно взятого мелкого участника рынка может исчисляться $50-80 тыс. (из расчета, что в среднем одна обменная трансакция приносит $1).
   Олег Покровский говорит, что минимальная стоимость вхождения в этот бизнес составляет $300-500 тыс. В эту сумму включены затраты на разработку программного обеспечения для обменного пункта, а также расходы, связанные с мероприятиями по выводу на рынок нового брэнда. Из них затраты на разработку ПО составят 30-40%, затраты на рекламу по выводу нового брэнда - 60-70%.
   Николай Суворов считает, что вложения в обменный интернет-бизнес менее $150 тыс. сегодня можно считать вообще несерьезным подходом к делу. Нижняя планка цены "входного билета" в данном случае не учитывает дополнительных инвестиций в собственные оборотные средства обменника. Они должны быть в разы большими, чем $150 тыс.
   Прочие игроки рынка оценивают вложения в обменный интернет-бизнес гораздо более скромно. Алексей Разумовский, исполнительный директор ExchEngine, считает, что минимальная стоимость создания системы по обмену электронных валют - $10 тыс. Это без учета оборотных денежных средств и затрат на рекламу.
   Чтобы обменник начал работать, он должен заключить договор с каждой конкретной ЭПС. В этом документе прописывается величина комиссионного процента, который обменник обязуется уплачивать в пользу платежной системы в результате каждой обменной операции с ее деньгами.
   Собственный же комиссионный процент, формирующий прибыль обменного пункта, в договоре с ЭПС не указывается и устанавливается обменником самостоятельно, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка и наличия денежных резервов. Как правило, стандартная комиссия обменника колеблется в пределах 1-5%. Разумеется, чем популярнее обменник, тем выше стоимость его посреднической миссии.
   Прибыль обменника суммируется из множества комиссионных платежей пользователей, взимаемых с каждой обменной операции. Вместе с тем залогом успешного обменного бизнеса является наличие как можно большего количества денежных резервов для обеспечения и поддержания значительных оборотов.
   На практике отсутствие денежных резервов в обменнике приводит к возникновению так называемых перекосов. Проще говоря, в результате обменных операций нередко складываются ситуации, когда одной электронной валюты у обменника становится слишком много, а запас другой исчерпывается. Если исчерпавшая свои резервы электронная валюта пользуется наибольшим спросом, проблема усугубляется. Внезапное исчерпание источников для поддержания непрерывного рабочего процесса - это первый подводный камень.
   Отчасти проблема нехватки резервов электронных денег решается на программном уровне. ПО обменника может быть доработано таким образом, что сервис не будет принимать валюту при накоплении некой ее предельной суммы. Кроме того, можно настроить работу обменника таким образом, что в зависимости от заранее установленных денежных резервов курс обмена одной электронной валюты на другую регулируется автоматически: наиболее популярная электронная валюта будет предлагаться по более высокой цене.
   Второй подводный камень - неправильное понимание сложившейся рыночной конъюнктуры. Многие начинающие предприниматели ошибочно думают, что, предложив более низкий комиссионный процент, им удастся перетянуть одеяло на себя. Однако возможности такого демпинга небезграничны. В конечном итоге демпинг грозит обернуться той же нехваткой резервов.
   Поэтому крайне важно знать особенности обмена одних электронных валют на другие. Прежде всего речь идет об обмене электронных денег наиболее популярных ЭПС. В российском интернете это так называемые титульные знаки системы WebMoney. Для понимания особенностей обмена электронных денег очень важны понятия валютной пары и направления обмена.
   Однако существуют и другие платежные системы со своими правилами и способами ввода/вывода, в особенностях работы которых следует уметь ориентироваться владельцу обменника. Именно эти особенности, а также имеющиеся у обменника денежные резервы должны быть учтены при установлении оптимального обменного курса.
   Но главная ошибка новичков в обменном интернет-бизнесе - недостаточное внимание к программному обеспечению ("движку"), благодаря которому и происходит обмен одних валют на другие. Качество "движка" определяет успех бизнеса, однако новички не придают этому значения, считая, что смогут себе позволить вложиться в хорошее ПО, как только бизнес пойдет в гору. В действительности все наоборот.
   Прошедшей зимой по интернету прокатилась волна взломов, от которых пострадал практически каждый второй участник рынка. Было взломано несколько крупных серверов. Говорить о системах, работавших на ПО неизвестного происхождения, тут даже не приходится. Примеров со взломами мелких обменников действительно много. Совокупные потери исчисляются миллионами долларов.
   Среди наиболее известных и ныне действующих разработчиков "движков" можно выделить разве что DarkWeb Studio с ее коробочным вариантом программного обеспечения и "движок" SmartEX от компании "БизнесМедиа". Последний поставляется в двух редакциях - стандартной и мультисерверной. Этот продукт обойдется в сумму менее 14 тыс. руб., более безопасная версия стоит 28 тыс. руб.
   Однако при таком раскладе владельцу обменного пункта придется приготовиться к дополнительным вложениям. В зависимости от целей дальнейшие ежегодные инвестиции в доработку такого (относительно недорогого) ПО, в его сопровождение и настройку могут быть сравнимы с первоначальной стоимостью "движка".
   Есть и другой, более дорогостоящий, но и более надежный, вариант - индивидуальная разработка высокозащищенного и протестированного ПО. Такое удовольствие будет стоить в среднем $10-30 тыс., и это не предел. Участники рынка однозначно рекомендуют делать выбор в пользу этого варианта.
   При условии, что обменный бизнес развивается и достигает определенных оборотов, в штате обменника обязательно должен работать как минимум один программист-разработчик, который в идеале должен иметь отношение к созданию "движка". Олег Покровский: “Уверен, если ПО не является собственной разработкой, то спокойно спать по ночам владельцы автоматических обменников не будут. Несколько последних случаев крупного воровства денежных средств из обменных пунктов связаны именно с утечкой исходных кодов ПО”. Кроме этого, по словам Николая Суворова, необходимо постараться официально оформить отношения с разработчиком либо переложить на него часть рисков.
   Есть и другие риски, которым подвержены обменники, из-за чего обменный рынок электронных валют ряд экспертов характеризуют как проблемный. Услугами обменников нередко пользуются нечистые на руку интернет-дельцы и просто мошенники, в том числе кардеры (производят незаконные операции с кредитными картами), фишеры (мошенники, с помощью различных методик вынуждающие свою жертву осознанно предоставить в их распоряжение персональную финансовую информацию, например банковские реквизиты) и адалтеры (распространяют материалы порнографического характера).
   Во многом открытым остается сегодня вопрос работы обменных пунктов электронных валют с точки зрения современной российской законодательной базы. Дело в том, что в законодательстве РФ сегодня не существует прямых норм, относящихся к электронным деньгам. Однако это вовсе не означает, что бизнес ЭПС и обменников находится вне правового поля.
   Вадим Колосов, юрист по интернет-праву юридической фирмы "Тузлуков и партнеры": “Электронным платежным системам и обменникам необходимо кооперировать свои силы, придавая деятельности ЭПС должную правовую основу. Необходимо отказаться от терминов "счет", "расчеты", "электронные деньги", "платежное поручение" и т. п., которые используются в публичных офертах платежных систем и обменников, дабы не давать государству почву для выдвижения обвинений в осуществлении незаконной банковской деятельности. Деятельность электронных платежных систем сегодня вполне можно уложить в рамки существующих норм. Как вариант - имущественные права, которые относятся в ст. 128 ГК РФ к самостоятельным объектам гражданских прав, а оборот объектов гражданских прав может запрещаться или ограничиваться, только если это прямо предусмотрено законом (ст. 129 ГК РФ). Что касается оборота имущественных прав, то его можно осуществлять путем уступки”.
   К сожалению, некоторые интернет-обменники работают без какого-либо законного оформления своего бизнеса, то есть, например, без регистрации юрлица или в качестве индивидуального предпринимателя. Как предостерегает Вадим Колосов, согласно Налоговому кодексу и сложившейся судебной практике, организация платит налог с прибыли, а при ведении незарегистрированной предпринимательской деятельности налог будет уплачиваться со всего дохода.
   Что же ожидает рынок обмена электронных валют? Каковы его тенденции развития и перспективы? Мнения участников рынка разнятся. Однако крупные игроки связывают будущее рынка с ростом влияния на него государства. Олег Покровский: “Есть абсолютная уверенность в росте этого рынка. И это главная его тенденция”. Рост рынка, по крайней мере в три последующие года, прогнозирует и Николай Суворов. Далее, по его мнению, за регулирование рынка возьмется государство. В зависимости от политики властей в отношении обменного рынка электронных валют можно будет строить прогнозы на более отдаленную перспективу.
   Есть и такое мнение, что примерно к 2009-2010 годам произойдет резкий скачок рынка - к этому времени его годовой объем будет исчисляться $8-10 млрд. По мнению представителя Мурманского WM-центра Юрия Петрова, уже в недалеком будущем нынешним игрокам придется потесниться, поскольку следует ожидать появления нескольких новых участников, которые смогут реализовать иные принципы и философию этого бизнеса, в том числе в подходе к работе с клиентами.