02.05.2007 МЭРТ: россияне продолжают усиленно потреблять товары и услуги Одним из «локомотивов» ускорения роста ВВП в России остается высокий уровень потребительского спроса, который поддерживается ростом реальных доходов населения. В январе-марте 2007 г. прирост реальных располагаемых доходов составил 13,0% относительно января-марта 2006 г., а реальной заработной платы - 18,4%. Темпы прироста этих показателей в январе-марте 2007 г. превысили их значения в соответствующем периоде 2006 г. почти в два раза. Об этом сообщается в Мониторинге текущей экономической ситуации по итогам I квартала 2007 года, опубликованном сегодня на официальном сайте Минэкономразвития РФ. Потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне. За 2006 год деятельность торговли (оптовая, розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) обеспечила 19,3% внутреннего валового продукта, превосходя все остальные виды экономической деятельности. Прирост валовой добавленной стоимости торговли составил 8,7% (в целом ВВП – 6,7%). По данным МЭРТ, на долю потребительских расходов населения (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 70% всех денежных расходов среднестатистического россиянина. В январе-марте 2007 г. устойчиво повышался оборот розничной торговли (прирост составил 13,6% против 11,1% в январе-марте 2006 года). При этом продажа непродовольственных товаров развивалась более динамично, чем продовольственных. Оборот непродовольственных товаров за I квартал 2007 г. увеличился на 15,3%, тогда как продовольственных товаров на 11,7% (в I кв. 2006 г. соответственно на 13,2% и 9,0%). В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров, стабильно занимает более половины, и в марте 2007 г. она составила 54,1%. В текущем году сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли в марте 2007 г. составила 84,4% и ими обеспечен прирост оборота в I квартале 2007 года на 18,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Особенностью начала 2007 года является замедление продаж товаров на розничных рынках. Объем продаж товаров на розничных рынках составил в январе-марте всего 93,7% к соответствующему периоду 2006 г., и их доля в обороте розничной торговли в марте снизилась до 15,6% против 19,6% в марте 2006 года. Пока розничные рынки формируют значительную часть оборота розничной торговли, но при этом наблюдается тенденция к снижению их доли. Так, по продовольственным товарам в 2004 г. – доля рынков составляла 17,6%, 2005 г. – 16,8%, а в 2006 г. -15,6%, по непродовольственным товарам соответственно – 26%, 24,5% и 22,8%. Число рынков за последние годы сокращается. Так, если на 1 января 2005 года действовало 6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2007 г.- 5,9 тыс. рынков. Часть из них превращена в современные торговые комплексы, а другая – ликвидирована. В I квартале 2007 года происходило дальнейшее сокращение количества рынков и на 1 марта на территории Российской Федерации действовало 5,6 тыс. рынков. По состоянию на 1 марта 2007 года в среднем на всех розничных рынках не использовалось около четверти торговых мест. Наибольшая доля рынков в обеспечении населения товарами приходится на Южный (23,8%), Уральский (17,6%), Центральный (18,3%) федеральные округа, а наименьшая– на Северо-Западный федеральный округ (8,9%). В г. Москве рынки обеспечиваю около 20% торгового оборота, в г. Санкт-Петербург – 6,4%. В I квартале 2007 года изменение средних цен на товары, реализуемые на розничных рынках, составило 2%, что соответствовало изменению потребительских цен на товары в организациях всех форм торговли. При этом цены на продовольственные товары выросли на 2,5%, на непродовольственные товары - 1,5%, при общем индексе потребительских цен по продовольственным товарам 102,6%, по непродовольственным товарам – 101,1 процента. Среди продовольственных товаров на розничных рынках заметно увеличились цены на плодоовощную продукцию. В тоже время произошло снижение цен на свинину, сахар-песок. В группе непродовольственных товаров заметнее всего (на 1,0-2,2%) увеличились цены на отдельные виды одежды для детей и взрослых, бельевого трикотажа, чулочно-носочных изделий, обуви. В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны. В ближайшее время эта тенденция сохранится. По оценке экспертов, торговые сети уже контролируют более 15% (в крупных городах – до 50%) внутреннего рынка. Функционирует более 110 торговых сетей, работающих в разных ценовых сегментах рынка. В 2007 году произошло резкое увеличение темпов продаж алкогольной продукции. За январь-март текущего года населению было реализовано 34,9 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что на 12,2% выше, чем за аналогичный период 2006 года, когда отмечалось снижение продаж на 0,6%та. Такое увеличение объемов реализации обусловлено существенным ускорением продажи пива, которая возросла на 27,2% к соответствующему периоду 2006 года, что в 4,9 раза превышает темпы прироста 2006 года, коньяка соответственно – на 22,6% и 4,8 раза, водки и ликероводочных изделий на 7,7% (январь-март 2006 г. снижение продаж на 4,2%). В I кв. 2007 г. зафиксирован скачок роста объемов оборота общественного питания, резко оживились посещения населением кафе и ресторанов (прирост 14,1%, что на 7 процентных пункта больше соответствующего периода 2006 года). Рынок платных услуг населению развивался более высокими темпами, чем за аналогичный период прошлого года и прирост объема платных услуг населению составил 7,9% (в I кв. 2006 года 7,3%). Населению оказано платных услуг за I квартал 2007 года в целом по России на сумму 734,8 млрд. рублей. Цены на услуги по-прежнему опережают цены на товары. Наиболее динамично развиваются такие виды бытовых услуг, как услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования и по ремонту и строительству жилья и других построек, доля которых в объеме бытовых услуг составляет более 50%. Значительно возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объемы услуг связи (I кв. 2007 г. – на 23,4%, I кв. 2006 г. – на 16,2%), бытовых услуг (I кв. 2007 г. – на 10,5%, I кв. 2006 г. – на 3,4%), услуг учреждений культуры (I кв. 2007 г. – на 8,4%, I кв. 2006 г. – на 2,8%), платных медицинские услуг (I кв. 2007 г. – на 9,2%, I кв. 2006 г. – на 8,3%) и ряд других. Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг не происходит существенного изменения их структуры. Более 50% от общего объема расходов населения на услуги тратится на услуги «обязательного характера», не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования, туристские услуги имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объеме изменяется незначительно. |