28.04.2007  Как открыть салон оптики

   На сегодняшний день каждый четвертый россиянин имеет проблемы со зрением, а все возрастающая компьютеризация страны в совокупности с неизбывной любовью к долгим вечерам у телевизора дают основания полагать, что эта доля будет только расти, значит, для развития оптической индустрии условия самые благоприятные. Тем более что очки, некогда сугубо коррекционный инструмент, сегодня все больше превращается в атрибут стиля, значительно увеличивая число потенциальных клиентов оптических салонов. Да и результаты исследования рынка свидетельствуют о редкой привлекательности оптической отрасли для инвестирования.
   Так только за последние 5 лет, по данным газеты "Коммерсантъ", розничная сеть по продаже оптики в столице возросла в 6-7 раз. Сегодня в одной Москве работает около 3000 компаний, торгующих оптикой, столько же, сколько ранее приходилось на всю Россию) и при этом, по оценкам экспертов, московский рынок заполнен не более чем на 50% от потенциальной емкости. Что уж говорить о регионах, где привлекательность рынка оптики для начинающих инвесторов возрастает в десятки раз.
   Однако есть и сдерживающие факторы. Так, если по статистике средний европеец или американец меняет очки каждые полгода — год, то россияне посещают салоны оптики в среднем раз в четыре года. И все же тенденция к изменению ситуации уже наметилась. Доля покупателей качественной оптики растет ежегодно. Рынок демонстрирует уверенный годовой прирост на 15-20%.
   Во сколько же обойдется предпринимателю вхождение на столь динамично растущий рынок? Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов. Современные салоны оптики можно разделить на 2 типа: торгующие оптикой для коррекции зрения и делающие упор на очки как стильный атрибут. В первом случае вам не обойтись без значительных затрат на специальное диагностическое оборудование и линию для обработки линз. Прежде всего, определимся с помещением. Специалисты советуют открывать салон на центральных улицах города, вблизи бутиков или в торговых центрах. И если вы не намерены оказывать диагностические услуги, то вам вполне может хватить 40 метров площади. Специфика товара такова, что на небольшом пространстве можно представить довольно широкий ассортимент. Другое дело, если вы собираетесь сразу позиционироваться как профессиональный салон оптики с услугами по диагностике зрения и изготовлением очков под заказ. В этом случае без дополнительных площадей не обойтись. Только диагностический кабинет, согласно ГОСТам, должен занимать не менее 18 метров. А ведь еще требуется отдельное помещение и под мастерскую.
   Оптическая отрасль в России относится к медицинской, а потому к этому бизнесу предъявляются особые требования со стороны государства. Прежде всего, необходимо получить лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности, а если вы планируете торговать еще и контактными линзами, то и медицинскую лицензию тоже. Кроме того, директор магазина обязан иметь фармацевтическое образование, аккредитационный сертификат и стаж работы по специальности. Повышенный интерес и особые требования к помещению будут предъявлять органы пожарного и санитарного надзора.
   Оборудование диагностического кабинета самыми необходимыми приборами (рефрактометр-кератометр, офтальмоскоп, щелевая лампа, набор пробных линз, проектор знаков и пр.) обойдется вам около 10 тыс. долларов, а профессиональная линия по сборке очков, включающая станки для обработки линз, оборудование для покраски и сверления пластиковых линз, диоптриметр, центратор, ультразвуковую мойку и пр. может потянуть на 35-50 тысяч. Окупятся затраты примерно через полтора-два года при средней рентабельности бизнеса 15-20%.