28.04.2007 Челябинск: торговая сеть "Незабудка" решила работать эффективнее В пятницу челябинская торговая сеть «Незабудка» сообщила о смене стратегии развития бизнеса. В 2007—2008 годах компания намерена существенно снизить темпы открытия новых магазинов и проводить консервативную финансовую политику, нацеленную на увеличение эффективности бизнеса. Участники рынка и эксперты давно ожидали этого шага от «Незабудки», которая в последние годы работала с низкой рентабельностью и высокой долговой нагрузкой. ГК «Незабудка» основана в 1997 году. Компании принадлежит более 100 магазинов различных форматов (три гипермаркета, 13 супермаркетов и 88 дискаунтеров). Выручка сети по МФСО в 2006 году составила 120,6 млн долл. В 2007 году планируется повысить выручку до 170 млн долл. Ключевые акционеры — основатель компании Алексей Заварницин (27,9%), инвестиционные фонды Baring Vostok Capital Partners (53,3%), Eagle Venture Partners (18,8%). Челябинская «Незабудка» решила поднять репутацию своего бизнеса в глазах будущих инвесторов в преддверии размещения облигационного займа на 1 млрд руб., запланированного на май текущего года. «На первом этапе программы развития планируется внутренний реинжиниринг торговой сети «Незабудка». До конца мая будет проведена реструктуризация долговых обязательств перед поставщиками, пересмотрена ассортиментная политика. В ближайшем будущем будет внедрена новая IT-инфраструктура», — говорится в сообщении компании. В этом году копания планирует открыть всего две торговых точки, в то время как в 2006 году «Незабудка» увеличила сеть более чем на 60 магазинов. В течение последних нескольких лет «Незабудка» работала в убыток. Согласно данным, опубликованным в отчете МДМ-Банка (организатор облигационного займа «Незабудки»), в 2004—2006 годах компания проводила политику агрессивного роста «любой ценой». Чистый убыток компании с 0,4 млн долл. в 2004 году вырос до 3,4 млн долл. в 2006 году. Чистая рентабельность компании за этот период выше нулевой отметки не поднималась, а в прошлом году опустилась до минус 3%. Крайне низкой оказалась и среднемесячная выручка с одного квадратного метра торговой площади в 2006 году — 2,3 тыс. долл., в то время как у сходных по формату с «Незабудкой» магазинов «Магнит» этот показатель достигал 6 тыс. долл. Переход к новой стратегии связан с приходом в «Незабудку» новых акционеров. В 2006 году контрольный пакет акций компании в результате допэмиссии приобрели два инвестиционных фонда — Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners. Они и обеспечат финансирование новой стратегической программы. По данным МДМ-Банка, планируемый объем инвестиций «Незабудки» в развитие своего бизнеса в 2007—2010 годах составляет около 33 млн долл. Для сравнения, в 2003—2006 годах компания потратила 45 млн долл. в основном заемных средств. Любопытно, что из 6 млн долл. планируемых инвестиций на 2007 год на открытие новых магазинов пойдет только 2 млн долл., в то время как в прошлом году на эти цели компания потратила 19,5 млн долл. Таким образом, новая стратегия компании предусматривает еще и существенное сокращение долгового финансирования. Участники рынка и эксперты дано ожидали этого шага от «Незабудки», бизнес которой в последний год оказался на грани кризиса. «Высокие темпы открытия новых торговых точек, как правило, сопровождаются сбоями в системе закупок, логистики, возникают проблемы с ассортиментом», — говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Как отмечают участники рынка, сеть уже столкнулась с проблемой «пустых полок» и резкого сужения ассортимента. |