27.04.2007  Малому бизнесу интернет нужен как воздух

   В области доступа в интернет идет настоящая борьба за клиента. Противоборствующие стороны - те, кто предлагает выходить в сеть по трем разным технологиям: провод, WiFi и WiMax. У каждой есть свои плюсы и минусы.
   Провод предоставляет самую высокую и стабильную скорость. "Приложения IP-телефонии имеют самые жесткие требования к задержке передачи пакета. Если задержка будет большая, то голос будет запаздывать. Поэтому для IP-телефонии, видеоконференций и видеонаблюдения лучше использовать проводную сеть, - сообщил менеджер по развитию бизнеса компании Cisco Павел Теплов. - Совсем небольшие компании для подключения к Интернету могут использовать DSL, однако минус этой технологии в том, что она не очень хорошо работает на выход. Она применяется в основном для хождения в интернете. Хорошее решение - WiFi. Но это опять же актуально в том случае, если вам нужно только читать электронную почту и просматривать интернет-сайты". При подключении небольшой компании "проводные" провайдеры, как правило, предоставляют дополнительные услуги: это, в первую очередь, техподдержка, а также бесплатный доступ к тематическим интернет-ресурсам, например, интернет-телевидение для предпринимателей.
   Многие "проводные" провайдеры в борьбе за клиентов проводят специальные акции для малого бизнеса. Так, компания "Корбина Телеком" предлагает "Интернет для малого бизнеса". Небольшим компаниям предоставляется скидка 50% на подключение к интернету. Чтобы принять участие в акции, предприятие должно быть зарегистрировано в реестре субъектов малого предпринимательства города Москвы. Акция, однако, показывает основной недостаток провода. "Офис компании должен быть расположен в здании, подключенном к сети "Корбина Телеком", или рядом с таким зданием", - говорится на сайте провайдера.
   Проблема в том, что проводом уместно воспользоваться только в том случае, если он есть. Крупные провайдеры, такие как "Корбина" или "Акадо", работают в основном в спальных районах Москвы, не охватывая центр. А для того чтобы провести провод самостоятельно, требуются большие затраты – как финансовые, так и временные. А если фирма переезжает с места на место, прокладка кабеля вообще теряет смысл.
   Тут на помощь приходят беспроводные технологии - WiFi и WiMax. О WiFi для простых обывателей заговорили совсем недавно. Публичные сети WiFi стали развиваться только сейчас, и пока они занимают 15% рынка. Остальные 85% принадлежат корпоративному сектору. По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, корпоративных пользователей WiFi насчитывается 50-60 тысяч. Эксперты прочат этой технологии в России довольно успешное будущее, однако без особых прорывов.
   Есть и другое, более серьезное, чем WiFi, решение - это радио-Ethernet. Многие приписывают его к WiFi, однако это другая технология, которая ближе к WiMax, чем к WiFi. Здесь подключение идет по проводу, а "участок последней мили" (от приемника до устройства) - по воздуху.
   Среди недостатков WiFi можно перечислить следующие. Зона охвата одной точки доступа - около 100 метров в помещении. Этого достаточно для покрытия небольшого офиса с некоторыми оговорками. Дело в том, что в сетях WiFi доступ к хот-споту клиентам предоставляется случайным образом, и при подключении большого числа пользователей скорость соединения падает. К тому же, если вы собираетесь активно использовать IP-телефонию, видеоконференцсвязь, а также интегрировать видеонаблюдение в IP-сеть, скорости будет недостаточно.   Основной конкурент WiFi - новая и пока что малоразвитая в России технология WiMax. Зона охвата одной точки доступа WiMax - от 3 до 5 км. В WiMax каждому клиенту отводится четко регламентированный промежуток, то есть скорость при увеличении количества абонентов не теряется. WiMax поддерживает ячеистую топологию, то есть соединяет каждую рабочую станцию сети со всеми другими рабочими станциями этой же сети. WiMax – технология молодая и только развивающаяся, к потребителям она придет в 2008-2010 годах. Тогда она произведет настоящую революцию - технологии будет сопутствовать тот же успех, что и GSM в мобильной связи, считают эксперты.
   Пока производители техники и операторы только собираются осваивать потребительский рынок, рынок корпоративный уже активно начинает пользоваться новой технологией. Так, компания "Синтерра" уже установила в Москве 40 станций, покрыв таким образом 80% территории столицы. На это компания потратила около $3 млн, что значительно меньше инвестиций в развитие сети WiFi подобного масштаба. WiMax развивают и "Престиж-интернет", и "Старт Телеком".
   Технология WiMax дает ряд коммуникационных преимуществ, прежде всего именно небольшим предприятиям. Оборудование здесь достаточно простое. Основной элемент - это небольших размеров WiMax-приемник весом 500 грамм, который легко можно установить в офисе заказчика. Приемник легко подключается как к компьютерам, так и к телефонам. Одно такое подключение способно обеспечить доступ к интернету до 15 компьютеров в офисе или же обслуживать до трех внешних и восьми внутренних телефонных линий. При этом качество услуг весьма высокое. Для установки WiMax не нужно проводить никаких ремонтных работ и согласований с руководством бизнес-центра - приемник соединяется со станцией без проводов. Оборудование WiMax можно взять с собой при переезде и без дополнительных настроек установить в новом офисе. Есть у WiMax и еще одно преимущество. В рамках одной сети абонент может перемещаться между зонами действия различных базовых станций. То есть если работник уедет из офиса со своим ноутбуком, он может выйти в интернет везде, где ловится его сеть, без дополнительного вмешательства оператора. Наконец, еще одно существенное преимущество WiMax - доступная цена. Уже сейчас, на начальной стадии развития этого стандарта, безлимитные телефонные услуги стоят от $40-$50, а интернет без ограничений – от $85 в месяц.
   По словам операторов WiMax, в Москве уже десятки тысяч небольших компаний используют этот новый вид IT-услуг, причем число желающих подключить WiMax постоянно растет. По оценкам экспертов, уже в ближайшие два года технологией WiMax в крупных городах России будет пользоваться более 10% малых предприятий.
   Другой важный аспект для организации успешного малого бизнеса – это телефония. Развитие технологий широкополосного доступа в интернет уже сейчас дает возможность отказаться от традиционной телефонии и использовать для этого интернет. До недавнего времени многие малые предприятия активно использовали IP-телефонию для междугородней и международной связи. Необходимо было просто купить карточку и активировать ее. Звонки были дешевле, чем по фиксированному телефону. Однако с начала 2007 года карточки IP-телефонии запретили законодательством. Программы, подобные Skype, или установка специального оборудования для IP-телефонии, являются реальным выходом для малых предприятий.
   Эксплуатация интернета для звонков за рубеж или в другой город - это лишь одна из множества возможностей IP-сети. Кроме дешевых "дальних" звонков компания получает несколько номеров и одновременных разговоров. VoIP-каналы позволяют экономить на междугородних и межофисных звонках, а также сохранять номер при переезде в другой офис. Если же малая компания располагается не в одном офисе, а в двух (или даже больше), то возникает еще и задача объединения компьютерной и желательно телефонной сетей двух офисов.
   Для организации IP-телефонии необходимо соответствующее оборудование. Оно представляет собой коробку, в которую входят маршрутизатор (для выхода в интернет), коммутатор (для связи телефонов и компьютеров), точка беспроводного доступа, телефонная станция, голосовая почта и небольшой call-центр. Например, одна такая коробка от компании Cisco рассчитана на коллектив от 8 до 16 сотрудников, две коробки - на 24-96 сотрудников.
   IP-телефонию сейчас активно внедряют такие операторы, как "Голден Телеком", "Комстар", "Эквант", "Транстелеком", "Корбина Телеком".