25.04.2007  На рынке ритейла не будет бума слияний и поглощений

   Вопреки активным заявлениям розничных сетей о своем интересе к сделкам M&A, бума слияний и поглощений на рынке продуктового ритейла ждать не стоит. По мнению аналитиков, в текущем году на рынке произойдет не более двух-трех крупных сделок.
   В начале года все федеральные торговые сети посчитали своим долгом включить в программы развития на 2007 год пункт об освоении региональных рынков за счет поглощений локальных игроков. Однако за первые четыре месяца текущего года только «Седьмой континент» порадовал рынок небольшим приобретением в Иваново, где за 10 млн долл. получил контроль над местной компанией «Ситимаркет», развивающей около 20 дискаунтеров «Светофор».
   «Бума сделок M&A в сегменте розничной торговли в этом году ждать не стоит. Мы прогнозируем всего две-три крупные сделки объемом свыше 50 млн долл. каждая», — говорит аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. По ее словам, основным камнем преткновения консолидации отрасли являются слишком высокие цены, которые запрашивают за свои активы потенциальные продавцы — небольшие торговые сети в регионах.
   «Сегодня коэффициент стоимости предложения бизнеса региональных сетей к их выручке равен двум, в то время как аналогичный показатель в Европе не превышает единицы», — добавляет г-жа Мильчакова. По ее мнению, в таких условиях покупки могут позволить себе лишь три игрока — «Седьмой континент», Х5 и «Магнит».
   По словам акционера одной из столичных торговых сетей, «Магнит» ведет переговоры о покупке розничной сети магазинов «шаговой доступности» «Магнолия» (около 50 точек в Москве и области).
   «Сегодня на российском розничном рынке операторам крайне сложно выйти на сделки еще и потому, что у отечественных торговых сетей крайне сложная юридическая структура — сети имеют обыкновение почти каждый магазин регистрировать как отдельное юрлицо», — говорит управляющий сетями «Продэко» и «Гастрономчикъ» Дмитрий Потапенко.
   Как ранее заявлял экс-акционер сети «Копейка» Александр Самонов, совершая сделки M&A, федеральные игроки покупают в основном товарооборот компаний и их торговые площади в привлекательных районах города с действующим потоком покупателей. Однако большинство компаний имеет краткосрочные договоры аренды на торговые помещения, что увеличивает риск повышения арендных ставок и роста операционных затрат сразу после сделки.
   Однако несмотря на все сложности в сделках розничные компании не собираются отказываться от планов по покупкам торговых сетей в рамках региональной экспансии.
   «Мы ведем переговоры с пятью региональными сетями, — говорит Эрик Блондо, генеральный директор сети «Мосмарт». — Приоритетным для нас является развитие в формате гипермаркетов, поэтому ориентироваться будем на покупку в регионах именно сетей, развивающих этот формат».