25.04.2007  Интернет-торговля прощается с "ларечным капитализмом"

   Изучив последние статистические данные, касающиеся интернет-продаж, можно сделать вывод, что торговлю через Интернет ждут большие перемены, которые в первую очередь коснутся владельцев интернет-магазинов.
   Отечественная интернет-торговля находится в странном положении. С одной стороны, при любом стандартном поисковом запросе какого-либо товара вы найдете множество магазинов, желающих удовлетворить потребительский зуд. С другой - по данным не так давно проведенных социологических исследований Romir Monitoring, интернет-магазины среди предпочтений покупателей стоят на последнем месте. Всего лишь 3% жителей страны регулярно совершают покупки при помощи Интернета. Остальные предпочитают традиционные супермаркеты, рынки, палатки, киоски и прочие точки, куда надо идти собственными ногами.
   Парадоксально, но факт - торговля через Интернет, казалось бы, заведомо более выигрышная для покупателя (дешевле, удобней, быстрее и т.д.), до сих пор не набрала у нас солидных оборотов. Например, в Соединенных Штатах Америки, по оценкам различных экспертных организаций, только за 2006 год оборот розничной торговли в Интернете превысил 100 млрд долларов - аналогичные российские показатели на два порядка меньше. И этому есть свое объяснение.
   “Большая часть интернет-магазинов находится в Москве, и другим регионам приходится действовать через посредников, которые зачастую менее опытны в вопросах логистики и менеджмента онлайн-торговли. Естественно, все это влияет на скорость и стоимость доставки товара, а также на наличие самого товара на складах. Отсюда и все неизбежные минусы, связанные с доставкой, рекламой и удобством использования”, - говорит Татьяна Козлова, старший социолог Romir Monitoring.
   По тем же данным, рынок интернет-торговли в России делят между собой сотни, если не тысячи игроков, лидер среди которых не очевиден. Иначе говоря, торговля через Интернет до сих пор переживает ларечную эпоху 90-х, слабо структурированную, неорганизованную и хаотичную.
   Еще один социологический опрос: "Почему вы не делаете покупки в интернет-магазинах?" показал, что большинство наших соотечественников не доверяет виртуальной торговле по причинам "слабой информации о предлагаемых товарах", "непривычного способа совершения покупок", "проблем с доставкой товара на дом".
   При этом не стоит думать, что отечественный потребитель закоснел в своих покупательских предпочтениях - согласно тем же опросам, более чем три четверти посетителей российской Сети (то есть около пятнадцати миллионов человек) "совершенно точно" или "скорее всего" будут совершать покупки с помощью интернет-магазинов.
   Наиболее активными в этом смысле оказались жители столицы и те, чей уровень дохода превышает 25 тыс. рублей в месяц. Если учитывать постоянный рост доходов населения, нетрудно предположить, что будет расти и число желающих приобретать товары через Интернет.
   Иначе говоря, люди уже готовы, но нужно создать условия. И условия эти по необходимости будут создаваться крупными игроками - ибо только с помощью масштаба можно обеспечить низкие цены (это, согласно тем же опросам, главное конкурентное преимущество интернет-магазинов), мощную систему доставки и решение проблем с гарантией на товары.
   И на смену "ларечному капитализму" и в Интернет наконец придет нормальная цивилизованная торговля. Этот процесс уже начался. Крупнейшие участники интернет-рынка самостоятельно - или в сотрудничестве со специализированными компаниями - создают торговые интернет-площадки.
   Чаще всего в качестве интернет-магазинов выступают и "поисковые машины", что вполне логично: посетители Сети именно с поисковых систем чаще всего и разыскивают необходимый товар.
   Например, "Рамблер", один из лидирующих по посещаемости порталов Рунета, относительно недавно (около года назад) запустил магазин, лишенный большинства недостатков, столь смущающих интернет-пользователей. Пятьдесят девять городов охвата (пример для нашей страны практически уникальный), впечатляющий ассортимент (250 тыс. товаров в 23 основных категориях), удобная система оплаты (от онлайн-платежей до расчета через курьера), собственная система поиска и, наконец, главное - репутация.