23.04.2007  Минсельхоз предлагает возродить знак качества

   В пятницу министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил вернуться к существовавшему в советское время Знаку качества. «Учреждение всероссийского Знака качества сможет защитить российских потребителей и производителей продуктов питания, – заявил Алексей Гордеев на пресс-конференции в Белгороде. – Брендовая политика – это очень важный инструмент защиты производителей, поэтому в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» хотелось бы вернуться к когда-то существовавшему единому Знаку качества».
   Встает вопрос о том, кто же этот знак будет присваивать и куда его ставить. Министр Гордеев подумал и об этом. По его словам, присвоение продукции почетного символа в настоящее время могут осуществлять отраслевые ассоциации производителей продуктов питания с участием союзов потребителей при условии общественного контроля.
   Ни законодатели, ни производители, ни независимые эксперты не верят в то, что такая мера действительно облегчит жизнь российскому покупателю. Мало того, некоторые специалисты опасаются, что заслуженно забытым знаком начнут банально торговать.
   «Вообще, не секрет, что сегодня очень многие производители в России, сокращая свои издержки, используют некачественное сырье», – рассказал руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Из такого сырья хорошего продукта, ясное дело, не получить. А если продукт качественный или даже «выдающийся», то на него можно было бы ставить некий знак, полагает специалист. Но при условии, что если качество вдруг снизится, символ у производителя отнимут.
   Он сообщил также, что его ассоциация с удовольствием бы приняла участие в выдаче этого знака. Однако и опасений у г-на Юшина достаточно. По его словам, необходимо сделать так, чтобы это знак нельзя было купить или, как это принято в нашей стране, получить «по дружбе».
   На удивление скептично отнеслись к идее министра депутаты. «Знак качества, конечно, идея хорошая, но сегодня это все равно, что кормить анальгином человека при смерти, – сообщили в комитете Госдумы по аграрным вопросам. – С качеством у нас проблемы потому, что в большинстве регионов от 70 до 90% продукции – это импорт, в том числе дешевые китайские полуфабрикаты. Вместо того чтобы думать о разного рода знаках, надо создавать условия для того, чтобы российские аграрии смогли бы эффективно конкурировать на рынке».
   Общества защиты прав потребителей, которые, казалось бы, более всех остальных должны быть заинтересованы в новых методах стимулирования качества, также не горят энтузиазмом по поводу министерской идеи. «Тут главный вопрос в доверии, – уверен председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Если в присуждении Знака качества будет участвовать государство, то это, скорее, подорвет репутацию самого государства, чем повысит доверие к продукции».
   Как рассказал эксперт, сегодня уже и так существует множество различных знаков качества. Их присваивают и организации, защищающие права потребителей, и профессиональные ассоциации, и СМИ, учитывая не только потребительские свойства продуктов, но и их цены, раскрученность брендов и другие факторы. «Но общество не очень-то верит во все эти символы», – резюмирует г-н Шелищ.
   История российского знака качества началась еще в XIX веке. С 1824 года эту роль выполняло почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Счастливые обладатели такого звания могли украшать свои вывески и товары гербом императорского дома. С 1829 года право размещать царский герб на товары и лавки получили победители крупнейших российских выставок и ярмарок. К началу XX века обладателей почетного звания было всего около трех десятков. Звание ушло в историю вместе с императорским двором.
   Второе рождение знака качества произошло в 1967 году. Специальные аттестационные комиссии присваивали его сроком на два-три года. Основными критериями служили надежность, доступность, безопасность, эстетичность и новаторство. Если первое время какая-то зависимость между качеством товара и соответствующим клеймом имела место, то на закате советской власти уже трудно было найти продукцию без знака качества. Еще труднее было найти качественный товар.
   Формально, «Знак качества» так и остался советским символом, ушедшим в небытие вместе с Советским Союзом. Но, как ни странно, реально он живет до сих пор, причем не только на старых вещах. Так, Вильнюсский мясокомбинат в Литве до сих пор выпускает «Советские сосиски», упаковка которых украшена советским же «Знаком качества».
   После распада СССР идея возрождения знака качества постоянно витала в околочиновничьих и пиаровских кругах России. В 1997 году появился знак «Российская марка». Были еще «Знак качества XXI века» и «100 лучших товаров России». В 2002 году по указу президента Владимира Путина и при участии его управления делами начал реализовываться проект «Кремлевский стандарт» – нечто среднее между дореволюционным «Поставщиком Двора» и советским «Знаком качества».
   Немало собственных знаков отличия появилось и на региональном уровне. Так, в Свердловской области раздают знаки «Екатеринбургское качество», в Курской области – соответственно «Курское качество», в Ульяновской области ставят «Знак добровольного контроля качества», в Нижегородской области в конце года собираются штамповать товары с лейблом «Натуральный продукт».
   Правда, на региональные инициативы косо смотрят антимонопольные службы. Например, в 2006 году началось разбирательство по делу о недобросовестной рекламе в отношении предприятия «Тульское качество», которое при поддержке региональных властей ставило свой знак качества на алкогольную продукцию местного производства.