18.04.2007  Ленобласть: ускоренное развитие розничных рынков окажет влияние на потребрынок

   В 2006 году объем инвестиций в оптовую и розничную торговлю Ленобласти увеличился в 3,2 раза. Оборот розничной торговли вырос более чем на 11% и составил 75 млрд руб. В бюджет области от участников потребительского рынка поступило налогов в 1,7 раза больше, чем в 2005-м. Казалось бы, можно быть довольными такими итогами. Однако на совещании, где их подводили, речь в основном шла о значительных резервах развития потребительского рынка.
   Дело в том, что реальные денежные доходы жителей области увеличились за прошлый год на 27,7%, что почти в 2,5 раза превышает рост розничного товарооборота торговых предприятий.
   Универсамы и торговые комплексы крупных сетей, таких как “Карусель”, “ИКЕА”, “Пятерочка”, пока не в состоянии широко охватить область. Места их размещения определены с учетом быстрой окупаемости крупных вложений. Кроме того, значительную часть доходов областных потребителей вытягивает Петербург с его огромными возможностями в торговой сфере. В сложившейся ситуации в области придется расширять сферу торговых услуг, развертывать эффективно действующую рыночную инфраструктуру.
   В свое время основоположник экономической теории Адам Смит ввел в обиход термин “невидимая рука рынка”. С тех пор не стихают споры о степенях рыночной свободы и несвободы, конкуренции, организации рынков. Масла в огонь в конце 2006 года подлил Федеральный закон о розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. Сегодня на его основе и в Ленобласти подготовили свой законопроект.
   Выработка законодательных основ работы розничных рынков, на первый взгляд, ограничивает свободную конкуренцию. Но это только на первый взгляд. На самом деле наши рынки становятся средоточием групповых интересов. Ограничивается доступ к торговле фермерам, представителям кооперативов, то есть как раз тем категориям предпринимателей, которые работают в сфере реального производства. Зато процветают посредники. Страдают от этого как хозяйства, крестьяне, так и покупатели.
   Происходящие процессы, по данным Минэкономразвития, приводят к стагнации работы розничных рынков. Кризисные явления на них усугубляются уже с конца 1990-х. Объем товарооборота в этом сегменте за 2006 год вновь снизился. Как и ожидалось, вытеснение мигрантов из этой сферы пока не вернуло отечественных сельхозпроизводителей на рынок. Использование рабочих мест достигает 72%, причем до 60% мест, закрепленных теперь на рынках за отечественными продавцами, остаются пустыми.
   И это понятно: местные аграрии, например, пока не могут поверить тому, что им позволят свободно торговать на сельскохозяйственных рынках. В той же Ленобласти изменить ситуацию предстоит местным органам власти. С принятием нового регионального закона они получат право выдавать разрешения юрлицам на организацию розничных рынков, определять долю торговых мест, выделяемых местным сельхозпроизводителям. Совместно с судебными органами они смогут в случае необходимости приостанавливать деятельность управляющих компаний рынков. Органы власти будут вести реестр рынков, позволяющий контролировать ситуацию в этой сфере.
   Таким образом, у сельхозпроизводителей появляется защита от набегов перекупщиков. Эту функцию берет на себя власть, что позволит с помощью регулирующих механизмов обеспечить свободу торговли для тех, кто вырастил урожай.
   Важное значение придают власти Ленобласти передаче действующих или создаваемых рынков под управление сельхозкооперативов, что также укрепит позиции местных сельхозпроизводителей в этом секторе.
   В целом, по мнению экспертов, ускоренное развитие розничных и кооперативных рынков окажет существенное влияние на потребительский рынок области, вызовет приток на него средств населения.