13.04.2007 Минтранс: уход мелких авиакомпаний с рынка перевозок не отразится на пассажирах Сахалинская транспортная прокуратура преподнесла вчера местной авиакомпании «Сахалинские авиатрассы» (САТ) своеобразный подарок к 15-летнему юбилею. Надзорный орган вынес генеральному директору компании официальное предостережение о недопустимости нарушения законодательства в области безопасности полетов. Как сообщили в прокуратуре, предостережению в адрес САТ предшествовала проверка по факту аварийной посадки 26 марта с.г. грузового самолета Ан-12, у которого перед посадкой возникли проблемы с выпуском шасси. По данным надзорного органа, в 2005 году с воздушными судами САТ зарегистрировано 12 инцидентов, в 2006-м – 9 и за первый квартал текущего – 2. По мнению прокуроров, причина этих опасных происшествий – устаревший авиапарк авиакомпании. «Черная метка», полученная сахалинской авиакомпанией, еще раз продемонстрировала серьезность угрозы, нависшей над мелкими авиаперевозчиками после известного заявления главы Минтранса Игоря Левитина о необходимости ликвидации всего парка лайнеров Ту-134 и Ту-154. И хотя у САТ нет ни одного такого самолета, а в основном – старенькие «Аны», случившееся на Сахалине дает основания полагать, что фактически озвученный Левитиным проект монополизации гражданского флота стартует именно здесь. «Такие компании порой не располагают средствами для того, чтобы осуществить капитальный ремонт самолета, – отметил президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. – А полное обновление авиапарка в короткие сроки – это вообще из области фантастики, потому что это стоит огромнейших денег». Поэтому, по словам эксперта, подобные прокурорские предостережения по части старения авиапарка сегодня можно выносить множеству мелких авиакомпаний. Где выход? «Если авиакомпания не в состоянии соблюдать все авиационные правила летной годности воздушных судов, она должна прекратить свое существование в том виде, который есть, – считает эксперт. – Или изыскивать пути выхода из ситуации. А таких путей много, их подсказывает мировой опыт». Один из вариантов выживания, по словам Олега Смирнова, – это слияние в альянсы, объединение компаний, формы могут быть разные. Другой вариант – искать финансовую поддержку со стороны местных властей. Прокурорская проверка в САТ совпала с очередным этапом создания дальневосточной дочки «Аэрофлота». Крупнейший отечественный авиаперевозчик еще в начале 2006 года объявил о планах масштабного объединения дальневосточных авиакомпаний с целью создать дочернюю региональную авиакомпанию «Аэрофлот-Восток», 70% акций которой получит «Аэрофлот». Официальные представители авиационных властей говорят о том, что укрупнение компаний – это здоровая тенденция. По словам представителей Минтранса, сам рынок создает предпосылки к укрупнению, так как крупные компании лучше справляются с текущими вопросами. По словам руководителя пресс-службы Минтранса Тимура Хикматова, в России все еще очень много малых авиакомпаний. «На рынке работают 170 компаний, а 80% перевозок осуществляют всего 25 авиакомпаний, – заявил Хикматов. – Много старых судов. А в региональных компаниях практически все машины требуют замены, но они не в силах проводить обновление. Только компании первой десятки могут планомерно обновлять свой парк, поэтому Минтранс проводит политику на укрупнение». По мнению Тимура Хикматова, пассажирам в любом случае не следует бояться, что они останутся без перевозчика. «Авиакомпании борются за трассы. И если какая-то компания по каким-то причинам уходит, то ее трассы с удовольствием займут другие. Незадействованных маршрутов не останется». |