10.04.2007  Благодаря «Арбидолу» компания «Фармстандарт» стала лидером аптечных продаж

   Согласно рейтингу аптечных продаж, подготовленному DSM Group, по итогам зимы на первое место впервые вышла отечественная компания — «Фармстандарт». На эту позицию она попала благодаря сезонному всплеску продаж противовирусного препарата «Арбидол»: в феврале он принес «Фармстандарту» почти половину выручки.
   «Фармстандарт» объединяет пять заводов и выпускает более 240 наименований лекарственных средств, в том числе «Компливит», «Пенталгин Н», «Арбидол», «Флюкостат» и др. Капитализация компании оценивается в 0,6—1,1 млрд долл.
   По оценке DSM Group, «Фармстандарт» стал лидером аптечных продаж в России по итогам февраля 2007 года, заняв 5,25% рынка. В январе «Фармстандарт» находился на третьем месте с долей 3,95%. В феврале компания сместила с первого места Sanofi-Aventis, доля которой составила 4,24%.
   Между тем, по мнению экспертов RMBC, картина выглядит несколько иначе: на первом месте по объему продаж в феврале находится компания Novartis, продажи которой считаются с учетом входящей в ее состав дженериковой компании Lek Sandoz, а «Фармстандарт» занимает второе место. В рейтинге DSM Group по итогам последнего месяца зимы Novartis находится только на пятом месте с долей 2,8%.
   По мнению экспертов рынка, февральский успех «Фармстандарту» обеспечил противовирусный препарат «Арбидол», входящий в портфель брендов купленного в сентябре 2006 года «Мастерлека». «Это сезонный всплеск продаж «Арбидола». Среди всех марок по итогам года он тоже занял первое место», — поясняет гендиректор DSM Group Александр Кузина Кузин.
   Согласно данным гендиректора RMBC Марии Денисовой, в общем объеме продаж «Фармстандарта» «Арбидол» по итогам февраля занимал 46,3%. «Объем продаж этого препарата в феврале составил 12 млн долл. в оптовых ценах против 5,1 млн долл. в январе», — добавляет она. По подсчетам DSM Group, в целом продажи «Фармстандарта» на коммерческом рынке в феврале составили 22,8 млн долл.
   Заместитель гендиректора по корпоративным коммуникациям «Фармстандарта» Ольга Лещанская подтвердила, что холдинг действительно активно продвигает «Арбидол»: «Сегмент противовирусных препаратов, к которому относится препарат, растет почти вдвое быстрее рынка. При общем росте рынка 27,5% в 2006 году сегмент противовирусных препаратов вырос на 53%». Несмотря на то что патентная защита на «Арбидол» действует только до середины декабря 2007 года, в «Фармстандарте» считают, что потенциал его дальнейшего роста очень высок.
   Однако эксперты не уверены, что по итогам года компания сможет удержать свои позиции в рейтинге. «Будет ли «Фармстандарт» первым по итогам года — большой вопрос, — говорит г-н Кузин. — У прежних лидеров — Novartis и Sanofi-Aventis — более сбалансированный портфель брендов и нет резко выраженной сезонности в продажах. Они все стабильно высокие. Многое зависит от того, купит ли «Фармстандарт» еще какие-то бренды, которые дадут компании такой же прирост, как «Арбидол», в другие сезоны».