09.04.2007  Интернет стал не «вещью в себе», а мощным инструментом общественного развития

   В конце минувшей недели в Подмосковье прошел 11-й Российский Интернет-форум (РИФ-2007). Выступая на нем, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Андрей Романченко отметил, что интернет-форум давно превратился в значимую национальную информационную площадку для интернет-сообщества, где идет дискуссия по проблемам развития российского сегмента Всемирной паутины, предлагается опыт их решения, а также представляется широкий спектр мнений о перспективах развития Рунета.
   «Год от года все большее значение приобретает выработка единой согласованной позиции сообщества по основным вопросам, которые ставит Рунет, – заявил А.Романченко. - Здесь важен не какой-то консенсус и определение взаимоотношений между участниками рынка, вопрос ставится глубже и шире: важно выявить ключевые точки соприкосновения для построения отношений между государством и интернет-сообществом».
   Замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям подробнее остановился на теме регулирования Рунета. По его словам, многие интернетчики «продолжают выражать беспокойство вниманием властей к вопросу регулирования». «Государство осознает огромное значение Интернета в современных условиях и пытается каким-то образом выразить к этому свое отношение. Такие попытки носят не всегда оправданный характер, во многом эти попытки интуитивны», - заявил А. Романченко.По его мнению, это объясняется тем, что какого-то внятного диалога между интернет-сообществом и властью не существует, напротив, «позиция сообщества, логично выстроенная, приводит к тому, что любые результаты становятся недостижимыми». Он привел в пример ситуацию с доменными именами: при разработке IV части Гражданского кодекса, где была предпринята попытка урегулировать вопрос с доменными именами. Проект IV ч. ГК с параграфом о доменных именах был принят в первом чтении. Однако потом появились четко выстроенные аргументы по поводу неуместности самостоятельного регулирования доменных имен к тому же как средства индивидуализации, функционирующего наряду с товарными знаками, фирменными наименованиями объекта. Согласно этому положению в отношении доменных имен возникали исключительные права, а не договорные, как это имеет место в большинстве стран мира. Эти аргументы возымели свое действие: параграф о доменных именах был исключен, причем это был единственный параграф IV части Гражданского кодекса, который был исключен целиком, на чем сообщество и настаивало. Были, конечно, и другие факторы, которые сыграли свою роль при удалении параграфа о доменных именах из проекта, но нельзя сбрасывать со счетов влияния согласованного мнения интернет-сообщества на этот процесс.
   Пример с доменными именами продемонстрировал: инициатива в определении параметров регулирования должна исходить прежде всего от сообщества, именно оно должно представить государству свое видение того, что необходимо регулировать, заодно и предложить способы регулирования, заключил представитель агентства.
   Что касается механизма выработки таких решений, то, считает А.Романченко, во-первых, необходимо расширять практику проведения конференций, семинаров при условии участия представителей органов власти и управления. Кроме того, на семинарах должны вырабатываться подходы к решению тех или иных проблем и формироваться общее представление о путях и методах регулирования Интернета.
   Во-вторых, по его словам, необходимо на этих мероприятиях формулировать предложения по решению тех или иных проблем, например, проблемы распространения экстремистских материалов.
   В-третьих, необходимо обеспечение дальнейшего диалога между бизнесом и властью путем формирования союзов, ассоциаций, других организаций, которые могут представлять интернет-сообщество. Задача таких структур состоит, прежде всего, в подготовке материалов для правительства, Госдумы, Совета Федерации, органов исполнительной власти, СМИ. При этом важное значение имеет тот факт, чтобы эти структуры имели определенный авторитет, были бы признаны не только в сообществе, но и в государственном масштабе.
   Они также могут приглашаться к обсуждению вопросов функционирования Интернета, как, например, Национальная ассоциация телерадиовещания воздействует на принятие многих решений в сфере телерадиовещания законодательными и исполнительными органами власти.
   Среди позитивных сдвигов в этом плане А. Романченко назвал начало функционирования Российской ассоциации электронных коммуникаций, выразив надежду, что эта ассоциация станет той «опорной точкой, на основе которой будет строиться взаимодействие интернет-сообщества и государства».
   Другим важным блоком вопросов регулирования Рунета замруководителя Роспечати назвал саморегулирование.
   По его мнению, регулирование вообще и в сфере Интернета в частности сфокусировано на решении трех основных задач. Это решение внутриотраслевых конфликтов и проблем без какого бы то ни было государственного вмешательства. Во-вторых, это создание альтернативного регулирования, особенно на тех направлениях, где государственное регулирование не исключается, но еще не осуществляется. В-третьих, это выявление тех вопросов, которые могут быть переданы из сферы государственного регулирования в саморегулирование, в общественные организации самого сообщества.
   «Механизмы регулирования могут быть разнообразными, касаться различных аспектов деятельности в случае внедрения механизмов саморегулирования по инициативе самих участников рынка, - заключил А.Романченко. - В этой ситуации сообщество может до некоторой степени охладить пыл отдельных представителей государственного аппарата по какому-то «зарегулированию» в сфере Интернета».
   В заключение замруководителя Роспечати остановился на наиболее значимых событиях Рунета в 2006 году. Среди них он назвал новый закон о рекламе, где определен ряд положений, непосредственно касающихся распространения рекламы через Интернет. Помимо этого, в 2006 году была предпринята попытка легализовать вторичный рынок доменов, тем самым уменьшив нелегальный рынок киберсквоттинга и запустив официальный аукцион доменных имен, что и было сделано. Кроме того, представитель Роспечати отметил развитие Wi-Fi, проведение Интернета в московское метро, а также организацию Всероссийского интернет–марафона, вручение третьей Премии Рунета и приход Google в Рунет.
   В целом, отметил А.Романченко, по результатам анализа в 2006 году отмечалось успешное развитие средств массовой информации в Интернете. По его словам, Интернет по-прежнему является самой динамично развивающейся медиасредой, а также бизнес-средой. В прошлом году свершилось достаточно много крупных сделок, например, Рамблер сменил владельца, Профмедиа купил сначала канал «Рамблер-ТВ», а потом и весь «Рамблер». Сумма этой крупной сделки составила 253 млн долларов, а сама сделка попала на второе место в списке крупнейших в секторе крупнейших сделок в СМИ. Было много приобретений меньшего масштаба, например, покупка Яндексом социальной сети «Мой Круг», Чемпионат.Ру.
   В целом за 2006 год в Рунете было совершено более пятисот покупок интернет-ресурсов на общую сумму в 1,5 млрд долларов, и это серьезная сумма.
   А. Романченко также рассказал о трендах на ближайшее будущее. Он выделил среди них несколько групп. Во-первых, развитие веб-сервисов и социальных сетей. По его мнению, социальные сети - это уже заметный феномен, они становятся не просто явлением, а в ряде случаев уже определяют фон Рунета и оттеснили на второе место СМИ и новостные сервисы.
   «Значение социальных сетей растет с ростом доступности Рунета в целом: чем больше пользователей, тем большее влияние на Интернет оказывают социальные сети, и на них сейчас начали очень серьезно обращать внимание», - заявил чиновник.
   Во-вторых, по его словам, проходит конвергенция, взаимодополняющее развитие сотовой и фиксированной связи в области широкополостного доступа Интернета и телерадиовещания. Wi-Fi, Wi-Max, SMS, e-mail – всё это превращается в некую единую среду, и в ближайшем будущем она окончательно сформируется. Интернет переходит в категорию «карманной доступности», появляются инструменты, приспосабливающие интернет-контент, появляются сервисы не только пассивно-потребительские (расписание, погода, новости, пробки), но и сервисы генеративные типа блогов, фото- и видеосервисов.
   Еще одна тенденция - интенсивно развиваются платежные системы, в том числе мобильные, это тоже очень важная вещь, потому что легкодоступные мобильные платежи могут кардинально изменить бизнес-модели в Интернете, связанные с платным контентом, платными-сервисами и др.
   Другой важный тренд – в социальном аспекте Интернет стал не «вещью в себе», а мощным инструментом в таких сферах, как образование, здравоохранение, государственное управление, транспорт, бизнес.
   В завершение своего выступления А.Романченко привел такие цифры: численность пользователей Рунета достигла на конец 2006 года 26 млн человек.
   В городах-миллионниках охват составляет 33%, в Москве – 43,1%, в регионах - немного ниже. Рынок рекламы гораздо более динамично растет в Интернете, чем в других СМИ.