30.03.2007  Москва: конкуренция между аптечными сетями становится жестче

   Вчера DSM Group обнародовала исследование, согласно которому почти половину московского аптечного рынка контролируют десять компаний, между которыми уже существует жесткая конкуренция.
   За первое место в столице борются «36,6» и «Ригла», которая после покупки «03» выросла до размеров лидера. Третье место занимает «Старый лекарь», объявивший о намерении увеличить в 2007 году количество аптек вдвое.
   Столичный рынок пока единственная арена, на которой сталкиваются игроки фармрозницы, говорят эксперты. «В Москве ведется сильная конкурентная борьба между брендами, — отмечает гендиректор DSM Group Александр Кузин. — В то же время по России в целом между ними пока нет никакой конкуренции. Первая десятка игроков контролирует в стране около 19% рынка, а в Москве 43%».
   Основная борьба ведется между двумя игроками — «36,6» и «Ригла». По данным DSM Group, по обороту «36,6» занимает 10,2% столичного рынка, а «Ригла» после консолидации с «03» претендует почти на 10% рынка (5,1 + 4,5%). Впрочем, «36,6» утверждает, что по обороту доля сети на рынке Москвы в прошлом году составила 11%, поскольку в отчетности за 2006 год не полностью консолидированы аптеки «Пост-холдинг», приобретенные «36,6» в третьем квартале (речь идет о сети из 79 аптек, расположенных в супермаркетах). Сейчас в столице действует 200 аптек «36,6». К концу года планируется открыть еще 50. «Ригле» в Москве принадлежит 126 аптек.
   «Старый лекарь», по данным DSM Group, занимает 5,2% московского рынка. Сейчас сеть объединяет 104 аптеки, большая часть которых расположена в столице. В 2007 году сеть планируется увеличить до 204 объектов, заявил вчера исполнительный директор сети Алексей Скрыпников.
   Чтобы удержаться на московском рынке, лидерам приходится использовать разные механизмы, говорят эксперты. «В Москве высока доля нелекарственного ассортимента в аптеках — до 60%, а в регионах зачастую лекарства занимают до 95—98% оборота аптек, — рассказывает директор департамента маркетинговых исследований RMBC Виктория Соколова. — Характер конкурентной борьбы зачастую сдвинут в сторону неценовых факторов: идет работа на привлечение потребителя сервисом и удобством совершения покупок».
   Кроме того, аптеки в столице опираются и на собственных дистрибьюторов. Сейчас помимо точек продаж становится важной эффективная логистика, это ключевой фактор развития, считают эксперты.