27.03.2007 Портовые сборы суммируют и уравняют Федеральная служба по тарифам начинает обсуждение реформирования системы российских портовых сборов. Как сообщил заместитель главы Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виталий Евдокименко, предполагается, что уже через два месяца будет введена единая ставка сборов за услуги портов. Судоходные компании и порты опасаются, что новая система не решит главную проблему, от которой страдают российские порты,– слишком высокую стоимость портовых услуг. Сейчас в российских портах судовладельцы платят девять видов портовых сборов, они взимаются с так называемого кубомодуля судна – произведения длины, ширины и высоты надводного борта судна. Как сообщил Виталий Евдокименко, ФСТ намерена унифицировать все существующие портовые сборы и перевести их на единую рублевую ставку. Она, в свою очередь, будет исчисляться исходя из реальной валовой грузовой вместимости судна – регистрового тоннажа, параметра, указанного в судовых документах. "Эта система соответствует международной практике и направлена на развитие российской портовой инфраструктуры. Кроме того, она обеспечит привлекательность портов как для российских компаний, так и для зарубежных",– считает господин Евдокименко. ФСТ намерена осуществить реформу достаточно быстро. Решение о введении нового положения о сборах с судов в морских портах РФ может быть принято в течение полутора-двух месяцев. Проект разрабатываемого ФСТ и Минтрансом документа уже подвергся критике тех, кому предстоит платить. По мнению Союза российских судовладельцев (СОРОСС), часть сборов (корабельный, навигационный, маячный и канальный) имеет ярко выраженный инфраструктурный характер и должна направляться на поддержание соответствующей инфраструктуры. А такие сборы, как лоцманский, буксирный, ледокольный, санитарный и экологический, по сути, представляют собой конкретную плату за разовые услуги, заказываемые судами в порту, и не должны носить характер обязательного сбора. "Действующие сегодня в России ставки сборов с судов выше, чем в соответствующих зарубежных портах, в среднем на 35-40%, а в ряде регионов уровень сборов в разы превышает аналогичные сборы в сопоставимых иностранных портах",– убежден президент СОРОССа Михаил Романовский. СОРОСС настаивает, чтобы суда, зарегистрированные в Международном реестре судов, освободить либо полностью от уплаты сборов, либо от уплаты только канального, маячного и корабельного сборов, которые имеют фискальный характер. С тем, что нынешнюю систему портовых сборов необходимо менять, согласились абсолютно все компании. Система, которая существует в российских портах с 1995 года, устарела, считают руководители портов. Судоходные компании также поддерживают изменение системы сборов, но высказывают аналогичные опасения о росте общего тарифа. |