21.03.2007  Время безликих торговых галерей прошло

   Состояние и перспективы развития индустрии торговых центров в России обсуждались сегодня, 21 марта, на пресс-конференции, посвященной открытию IV международной выставки «МОЛЛ-2007».
   Директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский отметил, что на сегодняшний дел индустрия торговой недвижимости в России активно развивается. Но, по мнению ведущих маркетинговых и консалтинговых агентств, в 2008 году в России произойдет определенный спад на рынке строительства торговых площадей. В связи с чем необходимо будет решать вопросы, связанные не с насыщением рынка торговыми площадями, а с улучшением качества услуг. «Наступает время редевелопмента торговых площадей и роста конкуренции», – сказал О.Войцеховский.
   Также он считает важным повышение к отечественному рынку торговой недвижимости интереса зарубежных компаний. Как на Западе, так и в России очень сложна система управления торговым центром, и не так просто привлечь западные управляющие компании. «Наиболее понятным способом для их продвижения в России является заключение ассоциированных договоров с российскими управляющими компаниями. При этом западная компания привносит свой опыт, стандарты и понимание того, что нужно стратегическому инвестору, а наши компании - все то, что связано с российским рынком», – сказал директор Российского совета торговых центров. Сегодня, чтобы работать на российском рынке, западные управляющие компании должны «ассимилироваться», считает он.
   Важно, что индустрия торговых центров в России постепенно переходит к пониманию девелоперского проекта как проекта, «который делается на продажу»: либо для конкретного владельца, либо изначально на продажу. «Понимание того, что нужно строить торговый центр на максимум ликвидности – новая тенденция на российском рынке торговой недвижимости, и она активно продвигается», – отметил О.Войцеховский.
   Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», почему затруднен вход малых поставщиков в крупные торговые сети, О.Войцеховский отметил, что для каждого девелопера главное – работать с сетевиками. Каждая сетевая компания имеет свои жесткие стандарты. «Поэтому, скорее всего, речь идет о том, что малые производители не дотягивают до этих стандартов, и нельзя говорить о том, что они ущемляются сетевыми компаниями», - считает он. Тенденция на западе – стремление к качественному ритейлу, который во многом связан с привлечением в сеть продукции каких-либо местных производителей для «изюминки». «Когда наш производитель поймет, что время делать что-то плохо уже ушло, и когда наш девелопер захочет изюминок, то, наверное, ситуация изменится», - считает он.
   В свою очередь вице-президент группы компаний «Ташир» Виталий Ефимкин отметил, что можно с уверенностью сказать, что российский рынок торговой недвижимости вступил в следующую фазу своего развития. Время безликих торговых галерей прошло не только в Москве, но и в других городах-миллионниках. «Сейчас конкурируют в первую очередь концепции, и успех проекта зависит от того, насколько точно девелопером проведены расчеты целевой аудитории, выбраны якорные арендаторы, насколько грамотно рассчитаны и выверены вопросы инфраструктуры, насколько верно выбрана архитектурная концепция и, конечно, насколько профессионально работает команда управленцев», – подчеркнул он. Также В.Ефимкин отметил, что для принятия правильного инвестиционного решения в современных условиях инвестору особенно важно адекватно оценить состояние и динамику развития рынка, основные тренды и позиционирование ключевых игроков.