20.03.2007  Москва: как выйти на рынок автомоек

   Автомойки - очень выгодный и быстроразвивающийся бизнес. И дело здесь не только в том, что спрос на услуги по мытью авто по-прежнему выше предложения. Большинство московских моек работает либо с нарушениями, либо вовсе нелегально, не говоря уж о том, что если чек за услугу и пробивается, то на значительно меньшую сумму - таковы секреты мастерства. Но, возможно, ситуация вскоре изменится - благодаря появлению осенью этого года целой сети тоннельных моек невиданной производительности.
   Автомоечный бизнес зародился в Москве в начале 1990-х - до этого граждане мыли свои машины или на автобазах или на природе, у ближайшего водоема, но чаще всего просто во дворах. Первыми профессиональными и коммерческими автомойщиками можно считать мальчишек и взрослых теток с тряпками и ведрами вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, предлагавших свои услуги "за пятерку". Быстро оформились свои "бригады". За наиболее хлебные места у набережных шли настоящие драки. А к 1995-му году в столице стали строиться профессиональные мойки.
   Первое постановление под названием "О неотложных мерах по развитию автомоечного хозяйства в Москве" столичное правительство выпустило в 1995 году. Тогда начался первый автомоечный бум: до кризиса 1998 года было построено порядка 760 моек. Когда в стране упразднили лицензирование автомоечного бизнеса (он относится к техобслуживанию и ремонту автомобилей, на которые и отменили лицензирование), количество моек резко пошло в гору, начался второй бум - было открыто еще порядка 300 автомоечных комплексов. Сейчас в Москве работает около 1,2 тыс. моек, что явно недостаточно для города с 2,7 млн частных автомобилей (каждый год их число прирастает на 130 тыс.).
   Количество клиентов на мойке зависит прежде всего от погоды. Бывают дни, когда может не заехать ни одной машины, например когда дождь идет и нет смысла мыть машину. Самая лучшая погода для мойщика - после дождя, когда выглянуло солнце, а лужи высохли. В такую погоду на всех московских мойках начинается настоящий ажиотаж, очередь может растянуться на пару часов.
   Российская погода богата на сюрпризы, и, по словам Максима Яковлевского, гендиректора компании "Фаберон", дней, когда мойки загружены по максимуму, из 365 - все 300. Если принять, что в городе 1,2 тыс. моек, большинство - на три поста (каждый имеет проходимость до 25 машин в сутки), средний чек - 300 руб., умножив это на количество рабочих дней, получим ежегодный оборот рынка - почти $300 млн (это только за помывочные работы).
   Для сравнения: в США оборот автомоечных услуг - $2 млрд в год, но в России, стоит чуть отъехать от Москвы, мойки встречаются все реже и реже - люди предпочитают, как и раньше, мыть свои авто во дворах и у рек.
   Однако есть еще химчистка салона (ею пользуется до трети клиентов - правда, только раз в году), полировка и прочие услуги, гораздо более дорогие, чем просто мойка.
   Cовладелец московской автомойки Николай Морозов утверждает, что оборот моечного бизнеса существенно выше, так как владельцы используют мойку "по полной". Например, оказывают услуги по тонировке: за ночь можно затонировать три машины, а это $1 тыс. только за работу. “Мойка - дело более прибыльное, чем тот же автосервис, - считает Н.Морозов.- В среднем один пост может приносить до $10 тыс. в месяц, то есть мойка на три поста ежемесячно дает до $30 тыс. Конечно, не все мойки столь рентабельны, для этого должно быть удачное месторасположение и отличная организация работы: профессиональные мойщики, хорошее оборудование и технология работы”.
   Рентабельность моечного бизнеса обычно не ниже 30% (самые прибыльные услуги - химчистка салона и полировка, но даже при мойке кузова за 200 руб. ингредиентов, то есть шампуня, на один автомобиль расходуется всего на 10-15 руб.), а как правило, составляет 100% и выше.
   Основная проблема, ограничивающая развитие моечного бизнеса в городе,- это отсутствие земли. В связи с этим, по мнению Максима Яковлевского, конкуренция среди мойщиков не возникнет в ближайшие 15 лет. Впрочем, те, кому удалось "пробить" вопрос с землей (как известно, при наличии денег и связей невозможное возможно), активно строят мойки.
   Не секрет, что многие мойки работают, мягко говоря, нелегально. Просто потому, что легализоваться им практически невозможно, ведь при этом их затраты многократно возрастут. По словам Николая Морозова, власти к автомойке предъявляют весьма много жестких требований, особенно с точки зрения экологии,- почти как к автозаправке. Например, мойки не могут находиться ближе 70 м к жилым домам. Кроме того, на них необходимо устанавливать замкнутые системы очистки воды, которые стоят порядка $20 тыс., а таких денег или жалко, или нет. Слив в ливневую канализацию использованной воды категорически запрещен правилами СЭС. Между тем многие мойщики последним требованием просто пренебрегают. Благо решить с чиновниками или экологами "полюбовно" можно любые вопросы.
   Пренебрегают, по разным оценкам, не менее 90%. Водоочистка есть, но она простаивает, так как при активном использовании требует дополнительных расходов каждые два-три месяца. У некоторых же вообще вместо водоочистки - муляж и имитация.
   Другая проблема владельцев моек - регулярные набеги милиционеров с проверкой паспортного режима. “Москвича, моющего автомобили, я еще не встречал, - говорит Николай Морозов. -. В основном наши сотрудники - приезжие из ближнего или дальнего зарубежья. Работа мойщика непрестижна и не полезна для здоровья: постоянно в воде и химии. А зарплаты небольшие, в среднем по рынку не больше $500”. Впрочем, бывают и исключения - все зависит от "производительности" мойщика. Некоторые профессионалы, работающие много лет, могут зарабатывать по $1 тыс. в месяц и больше, но при этом они умеют мыть одну машину за 4,5 минуты. Обычно же мойщики получают проценты - до трети от цены услуги.
   От контингента работающих - и проблемы. Качественная мойка автомобиля вовсе не такое простое дело, как кажется. Чтобы полностью овладеть полировкой, химчисткой салона и прочими услугами, необходимо потратить до полугода. Представляете, во сколько обойдется повреждение автомобиля ценой под $160 тыс. по вине неумелого мойщика? Если покрытие автомобиля поцарапано, приходится компенсировать затраты клиентов, а деньги постепенно вычитать из зарплаты мойщика.
   Подобные неприятности могут возникнуть и при использовании дешевой, некачественной химии. Многие автомойки применяют ее до сих пор, ведь она раза в три дешевле качественной. Стоит лишь слегка напутать с концентрацией, разводя ее водой,- и можно получить раствор, способный запросто сжечь дорогую кожаную обивку салона. Затраты на химию составляют 7-12% стоимости услуги, и эти проценты лучше не экономить. Профессионалы считают, что самую лучшую автокосметику производят в Европе - в Германии, Финляндии, Дании.
   Как утверждают все участники рынка, один из основных факторов успеха любой автомойки - ее месторасположение. Самое выгодное расположение моек - на пути миграции людей от дома на работу. От расположения и уровня сервиса во многом зависит цена услуг. Например, на мойке "Дилан-люкс" на Мосфильмовской улице висит плазменная панель, стоит кофе-аппарат и клиентам даже подстилают коврик, по которому можно пройти к машине, не замочив ноги. Это позволило сразу перевести мойку в разряд элитных и поднять цены в два раза по сравнению с соседями.
   Понятно, что обслуживать по высоким ценам при сопоставимых затратах и аналогичных услугах гораздо выгоднее. Да и на рядовой мойке самый выгодный клиент - с иномаркой или джипом: обычно их прейскуранты на 10-20% выше, чем у обладателей продукции отечественных автозаводов.
   На любой, даже самой современной мойке круглосуточно почти 100-процентная влажность - мало какой материал выдерживает подобные нагрузки, это знают все владельцы моечного бизнеса. С тем, что придется регулярно, каждый год, вкладываться в ремонт, надо смириться. Покрытие пола приходится ремонтировать раз в год, а менять весь сайдинг во внутренней отделке - минимум раз в три года, иначе на мойке будет стоять такой запах плесени (под сайдингом активно развивается грибок), что находиться в помещении будет невозможно.
   В 1997-1998 годах Николаю Морозову с партнерами возведение автомоечного комплекса площадью 860 кв. м на два поста обошлось (вместе с легковозводимым зданием и оборудованием) в $270 тыс. (треть была потрачена на подведение коммуникаций). “Сейчас со строительством отдельно стоящей мойки на три поста можно уложиться в $500 тыс., из которых половина пойдет на покупку и оформление земельного участка, половина - на строительство. Впрочем, и один участок может стоить до $500 тыс.”, - говорят участники рынка. Вместе с землей все может стоить уже под $1 млн.
   Выбор оборудования для автомойки определяется технологической последовательностью операций. Оборудовать четырехпостовую мойку не так дорого, можно уложиться в $25 тыс.- на компрессоры, пылесосы, аппараты высокого давления. Порядка 80% работающих столичных моек - исключительно ручные, остальные - портальные (когда в автоматическом режиме вокруг машины движутся щетки). Сетевые проекты на этом рынке практически отсутствуют.
   Лидером, пожалуй, является компания "Дилан-люкс", под управлением которой находится 24 мойки, несколько моек у "Столичных инвестиций", 10 - у "Фаберона". BP самостоятельно эксплуатирует мойки на своих же АЗС, что скорее исключение из правила - остальные топливные компании, такие как ЛУКОЙЛ, "Сибнефть", "Славнефть", "Русснефть", предпочитают мойки сдавать в аренду.
   Именно этим пользуется компания "Дилан-люкс", не строящая собственные моечные комплексы, а арендующая уже готовые. По словам Алексея Иванова, для топливных компаний автомойка - непрофильный бизнес, причем очень трудоемкий, и поэтому им гораздо выгоднее сдать комплекс в аренду специалистам с отлаженными технологиями. Подобный подход позволяет существенно снизить первоначальные затраты, минуя все стадии строительства и проблемы разрешений.
   По разным данным, аренда за двухпостовую мойку возле АЗС может составлять до 150 тыс. руб. в месяц (еще 120 тыс.- зарплата), но, по словам специалистов, выручка такой мойки доходит до 400 тыс. руб. ежемесячно, вполне покрывая затраты и еще обеспечивая 150 тыс. руб. прибыли.
   Самый экономичный вариант выхода на автомоечный рынок - приобрести передвижную мойку. Дмитрий Петий, исполнительный директор компании "Фортис" из Петербурга, рассказывает, что В США, Великобритании, Канаде передвижные мойки работают по вызову: например, надо владельцу какого-то ресторана или автобазы помыть машины - он вызывает мобильную мойку, и весь процесс происходит прямо по месту стоянки машины.
   Мобильная мойка "Фор-МА", разработанная компанией "Фортис", представляет собой цельнометаллический фургон на базе "Газели", оснащенный необходимым оборудованием. Вместе с машиной мойка в максимальной, "зимней" комплектации стоит 23 тыс. евро, но можно приобрести минимальный комплект оборудования для самостоятельной установки на автомобиль (от 7 тыс. евро). Фактически машину можно поставить в любом месте города, на обочине трассы или автостоянке и начать обслуживание клиентов. Главная часть мобильной мойки - это поддон с надувными бортиками, на который и заезжает автомобиль клиента, так что загрязнение окружающей среды исключено (собственно, именно поэтому компании "Фортис" удалось получить заключения СЭС).
   Как утверждает Дмитрий Петий, в отличие от стационарных зданий под мойку использование мобильного автомоечного фургона множества согласований не требует, достаточно лишь получить добро от местного Роспотребнадзора. По расчетам, мобильная мойка может окупиться за год-полтора.
   Впрочем, как признает большинство участников рынка, будущее все же за почти промышленными автоматическими моечными комплексами, где помывка автомобиля будет поставлена на конвейер. Все же ручная мойка - услуга во всем мире элитная, и с удорожанием рабочей силы в Москве, а также из-за борьбы с мигрантами может стать таковой и у нас.
   По МКАД и на площади торговых комплексов IKEA на всей территории России "Фаберон" планирует построить 14 автоматических моечных комплексов, площадь каждого составит порядка 2,5 тыс. кв. м, пропускная способность - более 2 тыс. машин в сутки. Пять комплексов планируется ввести в строй уже осенью этого года.
   Конечно, цена подобных проектов гораздо выше, чем открытие ручной мойки. Но и оборот несравним: одна конвейерная мойка "Фаберон" способна пропустить за день столько машин, сколько почти 50 постов ручной мойки. Как предполагают в "Фабероне", стоимость услуги будет примерно такая же, как в Европе: 4-5 евро за машину.