19.03.2007  Автомобильный рынок ожидает весенний рост спроса

   Традиционно весной происходит сезонный рост спроса на автомобильном рынке России. Всплеска продаж с нетерпением ждут и страховщики, и банкиры, и автосалоны. Продавцы уже готовы порадовать автолюбителей обновленной Toyota Corolla, новой версией Skoda Fabia.
   Наиболее востребованы на отечественном рынке автомобили в ценовом диапазоне $10-$20 тысяч. По объемам продаж в этом ценовом сегменте за прошедшие два года завидное положение заняли иномарки, наладившие сборку машин в России. Прежде всего это Ford, Renault, Chevrolet, Kia. В салонах уже появились первые Kia Rio, собранные на ижевском автомобильном заводе.
   Автодилеры прогнозируют, что весной текущего года темпы роста продаж новых автомобилей замедлятся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в среднем составят примерно 15% от прошлогоднего уровня. Одна из причин – скачек цен на недвижимость в прошлом году, который спровоцировал аномальный рост спроса на автомобили в августе. «Люди, желавшие приобрести квартиру, после резкого повышения цен обнаружили, что на жилье денег не хватает, и решили накопленные средства направить на покупку нового автомобиля», — полагает директор торгово-сервисного комплекса «Автомир. Санкт-Петербург» Виталий Новиков.
   За прошлый год заметно вырос объем продаж новых автомобилей в кредит: в некоторых автосалонах он превысил отметку 40%, а иногда даже 60%. В текущем году эта тенденция сохранится. По оценкам руководителя отдела развития управляющей компании «Мега-авто» Анны Либеровой, продажи автомобилей в кредит возрастут по меньшей мере на 10%.
   Для столь оптимистических прогнозов есть все основания. Конкуренция среди кредитных организаций на рынке автокредитования весьма жесткая, многие банки снижали процентные ставки за прошлый год дважды. По большинству программ ставки колеблются в пределах 9%-13% годовых — как в иностранной валюте, так и в рублях. Банкиры отмечают, что растет спрос на программы кредитования, по которым заемщикам не обязательно подтверждать полные доходы справкой из налоговой инспекции (НДФЛ-2), а достаточно принести аналогичный документ от работодателя, заполненный по форме банка. Правда, в этом случае процентные ставки окажутся выше на 2%-2,5% (хотя некоторые банки уже не увеличивают ставки, если клиент не подтверждает доходы справкой из налоговой).
   Сегодня на рынке достаточно обширный выбор кредитов на покупку нового автомобиля с минимальным взносом 10% или вовсе без первоначального взноса, на срок даже до десяти лет. «Растет спрос на долгосрочные кредитные программы на дешевые автомобили, очевидно, из-за доходов населения, в том числе и из-за невозможности подтверждения дохода. На дорогие автомобили, наоборот, популярны краткосрочные программы, так как люди, покупающие такие машины, считают свои деньги», — отмечает управляющий петербургским филиалом «Номос-банка» Алексей Понкратьев.
   В последнее время банкиры, страховщики и дилеры все чаще изобретают совместные программы кредитования, по которым определенные марки машин можно приобрести по ставке 5% и меньше, и примерно по такой же ставке застраховать автомобиль, что немаловажно, поскольку стоимость страховки может превышать 15% от стоимости нового автомобиля.
   Наиболее высокие тарифы на японские машины. Одна из причин в том, что для владельца японского автомобиля высока вероятность расстаться со своим приобретением. «Среди новых иномарок большой популярностью у угонщиков пользуются японские автомобили. Они составляют достойную конкуренцию ВАЗовским десяткам», — отмечает директор петербургского филиала Первой страховой компании Валентин Смышляев.
   Зато ремонт недорогих японских машин в пределах $20 тысяч, например, Mitsubishi Lancer, обходится дороже, чем их европейских и корейских аналогов. Для страховщиков это означает высокие расходы на восстановительный ремонт после аварий. Поэтому молодому человеку старше 28 лет с опытом вождения более 2 лет придется заплатить за страховку японского автомобиля 13%-14% от стоимости машины (страховка на германский автомобиль будет стоить 8%-9%, корейский – 7,5%-8%, а отечественный автомобиль можно застраховать примерно за 7%, несмотря на высокий уровень угонов).