07.03.2007 Офисные здания стали продавать целиком На рынке офисной недвижимости появилась новая тенденция. Если раньше девелоперы сдавали построенные здания в аренду, то теперь наметился интерес к продаже зданий целиком. Причем некоторые девелоперы уже начинают строительство с ориентиром на дальнейшую продажу. Эксперты рынка связывают такое положение вещей с растущим интересом крупных компаний иметь свой офис. По словам специалистов из консалтинговой компании Colliers International, среди крупных сырьевых структур в последнее время все чаще возникает интерес к покупке больших офисных площадей, объемом примерно 30 тыс. кв. м. Часто это бывает целое офисное здание. По мнению заместителя директора департамента офисной недвижимости Colliers International Анны Ивановой, один из основных факторов, определяющих интерес крупных компаний к офисным центрам, - имиджевый. "Здания можно позиционировать как собственные: например, появляется возможность разместить внешнюю корпоративную символику. Кроме того, можно модифицировать определенные характеристики здания в соответствии со специфическими потребностями бизнеса", - говорит Анна Иванова. "Не стоит упускать из виду и ликвидный характер недвижимости как объекта инвестиций", - уточняет она. Девелоперы, в свою очередь, все чаще рассматривают возводимые здания как объект продажи. Причем иногда вопрос о продаже прорабатывается на ранней стадии строительства. В качестве примера можно привести два проекта группы компаний Forum Properties. Один из них - Forum Quarters - планируется построить на Можайском Валу в конце 2009 года. Общая площадь четырех офисных зданий составит около 80 тыс. кв. м. Второй - офисный комплекс на Ленинском проспекте, 49. Здесь предполагается строительство двух 17-этажных зданий с надземной площадью каждого более 20 тыс. кв. м. Впрочем, игроки рынка считают, что говорить о новой тенденции пока рано. По словам Максима Брусова, управляющего коммерческой недвижимостью концерна "Крост", количество таких фактов в последнее время действительно увеличивается. "Если год-два назад продавалось два-три здания, и это становилось из ряда вон выходящим событием на рынке, то теперь продают по 15 офисных зданий в год. Но я бы пока не говорил о четко наметившейся тенденции", - рассказал Брусов. По его словам, одной из причин такого поведения девелоперов является то, что количество качественных площадок под офисы постепенно снижается и строить приходится в невыгодных местах. "Другими словами, продают то, что нельзя выгодно сдать. С другой стороны, продажа - это легкий способ привлечь оборотные деньги или получить быструю прибыль. Тем более что сейчас появилось много иностранных инвестиционных фондов, готовых скупать офисную недвижимость", - считает Максим Брусов. “Пока говорить о том, что многие девелоперы будут продавать свои здания, нельзя. Им это просто невыгодно, учитывая прогнозируемый стабильный рост арендных ставок до 2008 года", - дополняет Ольга Батурина, руководитель группы аналитики рынка офисной недвижимости консалтинговой фирмы Jones Lang LaSalle. |