27.02.2007 Москва: обостряется конкуренция между легальными таксистами и частниками Мосгордума в первом чтении приняла закон «О такси». Документ преследует благую цель – защитить пассажиров от так называемых бомбил и недобросовестных извозчиков. Новое такси должно быть цивилизованным – с русскоговорящим и хорошо ориентирующемся в городе водителем, с таксометром, детским сиденьем. Те машины, которые будут соответствовать этим стандартам, получат «хлебные» места у вокзалов, торговых центров, клубов. Остальных, по убеждению депутатов, на московских улицах остаться не должно. Эксперты убеждены: реформа приведет к росту цен на услуги таксистов. А значит, нововведение прибавит очков не легальным извозчикам, а частникам, с которыми закон должен бороться. Идеальный водитель, по мнению народных избранников, выглядит так: здоровый физически и психически, хорошо знает русский язык, ориентируется в городских улочках и переулках. К тому же он должен обладать рыцарским характером: в первую очередь он обязан останавливаться перед голосующими пенсионерами и женщинами с детьми. К автомобилю, который получит значок «московского городского такси», предъявляются не менее суровые требования: он должен быть оборудован левым рулем, максимум девятью сидячими местами, таксометром и кассовым аппаратом. Внешность машины депутаты Мосгордумы также собираются привести к единому стандарту: без «шашечек» на боках, надписи «такси» на русском языке и светового прибора на крыше транспорт будет приравнен к частному. Ослушников будет ожидать денежная кара: за самовольное присвоение символов легального такси полагается штраф до 50 МРОТ для физических лиц и до 500 МРОТ – для юридических. А образцы для подражания наградят – например, специальными стоянками в выгодных для извоза местах столицы. Парковки расположатся по всему городу, но основное их скопление ожидается возле вокзалов, аэропортов, торговых центров и ночных клубов. Всех их планируется оборудовать по последнему слову техники, и чужаки туда допускаться не будут. Эксперты на инициативу законодателей смотрят скептически. Бороться за «цивилизованный извоз» необходимо, но Москва к этому пока не готова. Несмотря на то, что в столице сегодня насчитывается порядка 250 фирм, которые в кратчайшие сроки доставят клиента из пункта А в пункт Б, машин все равно не хватает. По подсчетам экспертов, Москве недостает еще минимум 22 тыс. автомобилей, занимающихся извозом. Причем потребность горожан в такси, по прогнозам экспертов, будет расти год от года. А ведь к москвичам присоединятся и туристы, за приток которых так активно борются городские власти. По словам аналитика рынка частных перевозок Всеволода Жулебина, грубое вмешательство в этот рынок может обернуться плохими последствиями. Сейчас рынок перевозок более-менее стабилизовался: на нем мирно сосуществуют крупные компании и мелкие предприятия, обманывать пассажиров таксисты стали реже, да и знаменитая «мафия» частных извозчиков ослабила свое влияние. В итоге цены в официальных такси хоть и превышают цены частников, но вполне с ними сопоставимы. Стандартная ставка за 20 минут «езды с ветерком» – 250 рублей. Дальше все зависит от времени, проведенного в пути. Минута поездки стоит порядка 8 рублей днем и 10 рублей ночью. «Хрупкий баланс, установившийся на этом рынке, может нарушиться, – пояснил г-н Жулебин. – С одной стороны, мелкие компании вряд ли смогут дотянуть до предъявляемых Мосгордумой требований. Нужно будет системно повышать квалификацию всех сотрудников фирмы. Необходимо будет устраивать ежедневные медицинские осмотры, следить за состоянием машин, отправлять их на плановый техосмотр, а это требует больших денег. С другой стороны, их затраты просто могут не окупиться. Крупные же фирмы, получив привилегированный доступ к хлебным точкам, задерут цены до потолка». В итоге в накладе останутся простые москвичи. Во-первых, тем, кто привык ездить с гарантией, придется платить больше. Во-вторых, если мелкие компании закроются, такси в Москве станет еще меньше. Мы начнем ощущать дефицит. А это сыграет на руку опять же вольным частникам, с которыми депутаты пытаются бороться. Ситуация усугубляется еще и абсолютной безнаказанностью частников. Дело в том, что все водители, занимающиеся частным извозом, по идее, обязаны иметь лицензию. Получить ее можно в Московской автомобильной инспекции. Эта же организация должна следить за тем, чтобы «бомбилы» вели себя на дороге прилично, и отлавливать непослушных. Как правило, выявляют нарушителей просто: провокацией. «Клиент» из малочисленного штата инспекции садится в машину, платит деньги, а потом сдает горе-водителя на руки коллегам. Если частника поймают за извозом без лицензии в первый раз, то он получает предупреждение. Но если случится рецидив – то «бомбиле» придется заплатить копеечный штраф. Однако дело до этого доходит редко. Одного и того же водителя дважды поймать можно, только если целенаправленно за ним следить, на что у Мосавтоинспекции просто не хватает людей. Эксперты прогнозируют: если закон заработает, войны между частниками и «официальными» водителями не избежать. Кстати, первые боевые ласточки полетели несколько лет назад, когда около Курского вокзала избили одного из работников муниципального такси. После этого инцидента таксисты каждую ночь перекрывали конкурентам доступ на площадь Курского вокзала, пропуская только «своих». Через неделю около сотни частников, разъяренные убытками, подрались с таксистами. В драке пострадало около 12 человек. В 2005 году недалеко от Комсомольской площади водители-частники разбили бейсбольными битами желтые муниципальные такси и избили находившихся в них водителей. «Война между организованными таксистами и неорганизованными частниками сейчас на пике, – пояснил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – И побеждают здесь явно частники. Попытка сделать рынок такси более цивилизованным, скорее всего, обернется только еще большим хаосом». |