26.02.2007 Ростов: ожидается увеличение числа бизнес-центров Еще два года назад в Ростове практически не было офисных зданий, отвечающих европейским стандартам. Но сегодня обстановка меняется, у бизнесменов донской столицы появляется больше возможностей для выбора. К 2008 году ожидается сдача около 20 новых бизнес-центров и бизнес-комплексов общей площадью около 250 тысяч кв. м. В свете стремительного развития ростовского рынка недвижимости настала пора поговорить о культуре выбора офисных и торговых помещений. Спрос на офисные помещения остается стабильным и высоким, причем самый большой сегмент рынка здесь — приспособленные под офисы помещения в центре города. Генеральный директор риэлтерской компании «Титул» Евгений Сосницкий объясняет ситуацию так: «Офисы в переоборудованных помещениях актуальны потому, что в центре достойных бизнес-центров пока мало, а клиентские потоки большие». Возведением объектов деловой недвижимости в Ростове заняты около 60 строительных организаций. Некоторые из них кооперируются и ведут строительство на свои средства с целью продажи офисных и торговых площадей. У таких «товариществ на паях» и проекты проще, и инженерная начинка зданий — без особых претензий. Впрочем позиционируются такие постройки нередко как бизнес-центры довольно высокого класса. Дело в том, что подход к классификации таких сооружений сегодня весьма свободный и официальная сертификация — дело сугубо добровольное. Напомним, что недавно ведущими консультантами рынка коммерческой недвижимости России была принята новая классификация офисов, в соответствии с которой офисные здания класса «А», «В+» и «В» должны соразмеряться в зависимости от классности с шестью основными параметрами: местоположение, парковка, собственность, инженерные системы здания, конструктивные особенности здания, управление зданием и услуги для арендаторов. Офисных помещений класса «А», соответствующих новым стандартам, в Ростове не существует вообще. Класс «В+» и «В» только-только появляется. И справедливости ради надо заметить, что на 100% стандартам этого класса отвечают сооружения только крупных инвесторов — зарубежных и столичных. Они, как правило, работают по специальным, уже апробированным технологиям. Практикуют сдачу площадей в аренду и управление всем сооружением одной управляющей компанией. Отсюда и особо тщательное отношение к работам на всех этапах строительства. Один из представителей такого рода деловой недвижимости — многофункциональный 17-этажный комплекс (МФК) Clover House, включающий офисную и торговую зоны. В офисном блоке предусмотрен конференц-зал для семинаров, презентаций и брифингов, комнаты для переговоров. Торговая составляющая комплекса, представленная многочисленными магазинами одежды известных марок и бутиками, расположена на первых трех этажах. Офисная и торговая части здания автономны. По всем параметрам этот комплекс соответствует классу «В+». Он находится в центре города и имеет подземную охраняемую парковку. Здание находится в собственности одной компании («РГС Недвижимость») и площади в нем будут сдаваться в аренду, а не продаваться. Такой подход дает возможность более эффективной и качественной эксплуатации здания и оказания полного спектра услуг арендаторам. Кроме сугубо утилитарных преимуществ, «единое управление комплексом позволяет вести по отношению к арендаторам гибкую ценовую политику с учетом конъюнктуры рынка», — считает Вадим Лазаренко, замгендиректора компании «Ва-Банк». Инженерная инфраструктура МФК Clover House включает централизованную систему отопления, вентиляции и кондиционирования, которая обеспечивает независимую регулировку микроклимата во всех помещениях бизнес-центра, а также современную систему пожарной безопасности, видеонаблюдения и контроля доступа в здание. |