20.02.2007 Рынок соков захватывают локальные производители Агентство «Бизнес Аналитика» опубликовало исследование, из которого следует, что в 2006 году на соковом рынке произошло снижение рыночных долей в натуральном выражении основных российских производителей — «Лебедянского», «Мултона» и «Вимм-Билль-Данна» (ВБД). При этом за минувший год выросла совокупная доля локальных производителей. Эксперты и участники рынка объясняют этот факт тем, что в минувшем году увеличилось количество небольших региональных производителей соков, которые, специализируясь на выпуске дешевых соков, отнимают долю у крупных игроков. Основной вывод исследования: ни одной из четырех лидирующих компаний на рынке не удалось укрепить рыночные позиции. Крупнейшему производителю соков ОАО «Лебедянский» не помогла покупка в 2006 году питерской «Трои-Ультры» — его доля по сравнению с ноябрем—декабрем 2005 года в аналогичном периоде прошлого года снизилась на 0,2%. Доля ЗАО «Мултон» сократилась на 1,4%, а ВБД потерял 1,3%. «Нидану», единственному из лидеров, удалось удержать свою долю на прежнем уровне — 17,7%, что дало компании возможность занять третье место, потеснив ВБД. В то же время совокупная доля остальных производителей (мелких региональных компаний) повысилась с 15 до 18,4%. Участники рынка по-разному комментируют выводы аналитиков. По словам директора по связям с общественностью ОАО «Лебедянский» Александра Костикова, действительно в некоторых регионах местные производители несколько увеличили свою долю за счет выпуска более дешевой по стоимости продукции. «В любом случае существенно «отъесть» долю они не смогут: по дистрибуции и по маркетингу у них не тот потенциал, что у нас», — уверен г-н Костиков. В «Вимм-Билль-Данн» снижение доли в 2006 году объясняют реформированием системы дистрибуции. По мнению же аналитиков, это связано еще и с тем, что ВБД перестал агрессивно инвестировать в рекламу. В компании заверяют, что в скором времени ситуация изменится к лучшему. Гендиректор «Нидан Соки» Андрей Яновский считает, что сохранить долю его компании удалось за счет активной экспансии в регионах. «В прошлом году мы открыли в двадцати российских городах отделы продаж и стремимся контролировать цепочку дистрибуции за счет уменьшения количества посредников, — сказал г-н Яновский. — Все это делает цену на нашу продукцию более доступной». По мнению экспертов, активность локальных производителей объясняется легкостью вхождения на рынок соков. «Все производят одинаковую продукцию, а поставщики у многих, как правило, из Турции», — сказала начальник отдела фундаментального анализа БД «Открытие» Наталья Мильчакова. Единственным препятствием для развития небольших компаний, по ее словам, является необходимость больших затрат на сбыт, маркетинг и дистрибуцию. |