15.02.2007 Самарская область: рынок ландшафтного дизайна активно развивается Рынок ландшафтного дизайна и озеленения в Самаре начал зарождаться в середине 90-х годов. Изначально функции ландшафтных дизайнеров пытались выполнять строительные бригады, в подавляющем большинстве не обладавшие даже элементарными знаниями и навыками для работы в этой сфере. С ужесточением требований к качеству и одновременно растущим спросом на ландшафтный дизайн и озеленение эта деятельность начала постепенно отделяться в самостоятельный рыночный сегмент. Одними из первых на этот рынок вышли фирмы "Белая" (1995 год) и "Эко-дизайн" (1996 год). На сегодняшний день в Самаре в этом сегменте рынка работает несколько крупных компаний -"Эко-дизайн", "Белая" "Самарская Долина", "Долина", "Русские Газоны-Самара", "Зеленая страна", "Ирис", а также порядка тридцати небольших фирм и частных предпринимателей, чья деятельность связана с озеленением и благоустройством территорий. При этом, как рассказала директор компании "Эко-дизайн" Елена Катунина, на самарском рынке ландшафтного дизайна работает мало юридически оформленных фирм, которые несут ответственность за свою работу. Большая часть рынка представлена частными предпринимателями и индивидуальными дизайнерами, число которых за последний год увеличилось. Как правило, у "новоиспеченных" дизайнеров, недавно окончивших курсы, недостаточно практической подготовки. Спрос на услуги ландшафтных дизайнеров с каждым годом растет, и свою нишу в этом сегменте рынка находят как крупные, так и мелкие компании, а также незарегистрированные частные бригады. По прогнозам участников рынка, темпы роста спроса на услуги ландшафтного дизайна и озеленения спадать не будут, что в результате вызовет дальнейшее расширение рынка и увеличение количества его игроков. Благоприятными факторами для развития сферы ландшафтного дизайна и озеленения являются улучшение благосостояния населения и развитие загородного строительства. По мнению специалистов, данный рынок будет открыт для новых участников еще не один год. Заместитель директора флористического салона "Ирис" Наталья Никитина считает, что этот рынок большой и еще не заполнен, поэтому конкуренция на нем не ощущается. По оценкам Елены Катуниной, до 2006 года конкуренция на рынке отсутствовала вовсе, но с появлением новых игроков она появилась. Многие компании поддерживают дружеские отношения и сотрудничают друг с другом. Генеральный директор ООО "Русские Газоны-Самара" Александр Левинсон заметил, что среди компаний идет борьба лишь за крупного клиента, поскольку фирме удобнее работать с одним большим заказчиком, чем с несколькими мелкими. Основными клиентами занимающихся ландшафтным дизайном и озеленением компаний являются владельцы загородной недвижимости, в городском и корпоративных сегментах рынка заказов значительно меньше, однако их количество ежегодно увеличивается. Так, например, городская администрация все чаще для озеленения и благоустройства города прибегает к помощи коммерческих компаний. Директор фирмы "Белая" Альбина Хортова также заметила, что по сравнению с 90-ми годами заказов от корпоративных клиентов стало поступать больше. "Люди начинают осознавать, что ухоженная территория создает имидж и репутацию фирме", - считает Хортова. Какой-либо четкой специализации среди компаний, работающих на рынке ландшафтного дизайна и озеленения, пока нет. Но постепенно игроки начинают сегментироваться по статусу клиентов (юридические или физические лица) и ценовым нишам. Появляются участники, позиционирующие свои услуги в дорогом сегменте, но их единицы. Большая часть работают в среднем сегменте, но по желанию заказчика может выполнять и реализовывать как очень дорогие, так и недорогие проекты. Работы по озеленению и благоустройству носят сезонный характер, поэтому у многих компаний этот бизнес является сопутствующим основному, к примеру, выращиванию и реализации растений. |