15.02.2007  Реформа техрегулирования предоставит преимущества крупным корпорациям?

   Наиболее эмоциональным на круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном проблеме корректировки закона о техническом регулировании, было выступление члена совета директоров Союза участников потребительского рынка Марины Блудян, напрямую обвинившей власти в нарушении законодательного процесса и призвавшей Общественную палату провести экспертизу процедуру принятия закона.
   Закон, по ее словам, обсуждался в течение всего 2006 года, однако последовавшее в августе открытое письмо «одного олигарха» перевернуло ситуацию: согласно слухам, дошедшим до общественности, было организовано закрытое совещание у одного из вице-премьеров, где было решено "в авральном порядке внести изменения в закон и срочно внести его в Госдуму РФ и Совет Федерации". Сами же поправки были вывешены только на сайте депутата Госдумы Владимира Мединского.
   По словам М. Блудян, ей пришлось встречаться с главой РСПП А.Шохиным, который «изложил ей ее же точку зрения на проблему, а спустя два дня подписал другую редакцию закона».
   Член совета директоров СУПР задала представителям РСПП вопрос, кто, по их мнению, является той «могущественной фигурой», которая так радикально повлияла на законотворческий процесс в последние месяцы. Передача управляющих функций Федеральному агентству по техническому регулированию во главе с Г.Элькиным является, по мнению М.Блудян, «началом довольно страшного процесса», открывающего возможность неизвестным общественности "мощным фигурам продавить в предвыборный год любой закон всего за два месяца".
   Процесс принятия закона о техническом регулировании, считает представитель СУПР, принял «абсолютно кулуарный характер», закон уже претерпел изменения на 40% и претерпит их еще на 30%. Потери от нарушения законодательного процесса оцениваются в 400 млн рублей.
   По ее словам, «доселе ни один контролер не мог залезть в технологию производства, смотрели только готовый продукт», а теперь эта возможность законом открыта, что при данном уровне коррупции в России делает возможным промышленный шпионаж, передачу секретов производства конкурентам. «Иностранные партнеры никогда не согласятся с возможностью контроля их технологий в России со стороны проверяющих органов», - уверена М.Блудян.
   Более того, по ее мнению, «аппарат, живущий своей жизнью», вводит легальную ренту на услуги по сертификации, что гарантирует недопущение на рынок «нежелательных производств» из-за варьируемого в зависимости от конъюнктуры ценового барьера. Перечень аккредитующих организаций будет, судя по поправкам, утверждаться правительством, и это, по мнению М.Блудян, является дополнительным коррупционным поводом.
   По вопросу ввода в России евростандартов она высказалась в том ключе, что «европейцы сами недовольны своей системой». Технические же комитеты, которым доверен их ввод и в которых работают представители крупной промышленности, являются площадками, ограничивающими выход конкурирующих производителей на рынок. "Наши техкомитеты при этом лишь экспертируют стандарты, а европейские – разрабатывают их" - заметила М Блудян.
   На базе изложенного она сделала вывод, что реформа технического регулирования предоставляет преимущественные выгоды крупным корпорациям, что ставит инновационную составляющую нашей экономики на грань исчезновения, поскольку "крупный бизнес имеет тенденцию класть инновации под сукно вплоть до момента выделения на них бюджетных средств".
   В связи с этим М.Блудян считает необходимым скорейшее изменение статуса национального органа по стандартизации и превращения его в общественную организацию, которой передадут контрольные функции Федерального агентства по техническому регулированию.