14.02.2007 Бизнес убеждают в пользе нового закона о туризме 13 февраля в Москве прошла пресс-конференция, посвященная внесению изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», утвержденных на прошлой неделе президентом. Этот закон вызвал огромный резонанс в предпринимательской среде. Самые ожесточенные споры вызвало положение закона о финансовых гарантиях (в сфере международного въездного и выездного туризма – 10 млн руб., внутреннего туризма – 500 тыс. руб.) для туристического бизнеса. Выступая на пресс-конференции, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин отметил, что разработчики закона постарались сделать размеры фингарантий оптимальными для компаний. "Фингарантии, с одной стороны, должны защищать потребителя, а не быть фикцией, а с другой стороны, они должны быть реально выполнимы", - считает он. Согласно закона, фингарантию можно получить либо в виде страховки, либо в виде банковской гарантии. Однако предприниматели на многочисленных собраниях и круглых столах отмечали, что единый порядок исчисления размеров финансовой гарантии не имеет объективного и понятного расчетного экономического обоснования, размер суммы гарантии определен волевым решением, противоречащим основам предпринимательства и российского антимонопольного законодательства. Немаловажным моментом является то, что оформление финансовой ответственности в виде банковской гарантии представляется проблемной для многих туристических компаний, так как банки относят туристскую деятельность к сфере высокого риска, и получить их смогут только крупные туроператоры. Ю. Барзыкин полагает, что практика подготовки законопроекта к реализации показывает, что введение фингарантий ведет к укрупнению бизнеса, но отнюдь не к его монополизации. «Сегодняшние механизмы дают возможность объединять усилия для реализации своего «турпродукта», - отметил он, добавив, что стоимость услуг крупных операторов практически не повысится, а, возможно, и снизится вследствие конкурентной борьбы. С Ю. Барзыкиным заочно не согласна председатель комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей Марина Савушкина, которая среди основных последствий введения законопроекта называет монополизацию рынка крупными туроператорскими компаниями, прекращение деятельности большинства мелких и средних турагентских компаний, сокращение объемов въездного и внутреннего туризма, резкое сокращение предложений и существенный рост цен на турпродукт, придание крупным туроператорам необоснованных преимуществ. Начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский в ходе своего выступления на пресс-конференции сообщил, что с 1 июня 2007 г. в РФ будет действовать единый федеральный реестр туроператоров. Реестр будет носить открытый характер, вести его будет Федеральное агентство по туризму. Все компании, имеющие намерение заниматься туроператорской деятельностью, должны до 1 июня войти в реестр, предоставив соответствующие документы о себе (учредительные документы и документ о финансовом обеспечении). Статус туроператора будет подтверждаться соответствующими документами из реестра. Он отметил, что для лица, занимающегося туроператорской деятельностью без включения сведений о нем в реестр, будет наступать административная и уголовная ответственность. Однако, по мнению предпринимателей, положение законопроекта о включении в реестр и получении соответствующего свидетельства фактически является требованием к туроператорам получать свидетельство на свидетельство о финансовой гарантии. При этом туроператоры даже с Дальнего Востока будут вынуждены ежегодно по прихоти чиновников ездить для оформления документов в Москву. Кроме того, поскольку вступление в силу настоящего закона неизбежно приведет к монополизации рынка крайне незначительным числом крупных туроператоров, то вводить для них реестр не имеет никакого смысла: список туроператоров уместится на одной страничке. Ю. Барзыкин также считает, что закон дает возможность динамичного развития нормативно-правовой базы и дальнейшей работы в этом направлении. «У нас есть основа для дальнейшего взаимодействия и с исполнительной властью, и с туриндустрией», – уверен он. По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Надежды Назиной, создается хорошая законодательная база для развития современных рыночных отношений в туристической отрасли. Она считает, что закон позволяет повысить ответственность туристических компаний, защищает потребителя, выводит туристические компания на более рыночные отношения, создавая условия для исключения "теневых" схем. «Компаниям, которые ведут серую бухгалтерию, платят зарплату в конвертах, будет гораздо сложнее получать банковскую гарантию или страхование ответственности. Закон ставит такие условия, что туристическим компаниям будет выгодно вести свой бизнес честно», - подчеркнула она. Однако президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает, что обозначенные цели нового закона – защита прав потребителей, выход турбизнеса из "теневого" оборота и повышение капитализации рынка - направлены только на решение последней цели, но это «очень неэффективно за счет сокращения числа участников рынка». По мнению президента Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александра Иоффе, закон о туризме создаст скорее больше негативных моментов, чем решит те вопросы, которые декларированы его разработчиками. Он не решит реальных проблем туристического бизнеса, в том числе защиты прав потребителей, что послужило основным побудительным моментом разработки закона. Закон принесет ощутимые выгоды крупным операторам и может «вымыть» небольшие компании из этой активно развивающейся сферы предпринимательства. Разработчики документа проигнорировали практически все предложения предпринимателей и их объединений. В конце 2006 г. и начале 2007г. по России прокатилась волна пикетов работников туриндустрии, протестовавших против этого законопроекта. С плакатами на улицу вышли предприниматели многих регонов нашей страны - Москвы, Иркутска, Петропавловска-Камчатского, Перми, Магадана, Барнаула, множества других городов. На пикетах представители туриндустрии в один голос заявляли о том, что закон станет убийственным для их бизнеса, он нуждается в существенных доработках. Предприниматели отмечали, что закон приведет к сворачиванию свободного туристического рынка, особенно в регионах, а также к его монополизации, сокращению числа действующих на рынке туристических компаний, особенно субъектов малого предпринимательства. |