12.02.2007  "Автогражданка" оказалась супердоходным делом

   Прошедший год в очередной раз выдался очень удачным для страховых компаний, занимающихся страхованием "автогражданки". За 2006 год страховщики за полисы ОСАГО собрали с автовладельцев 63,8 млрд рублей премии, а выплатили пострадавшим по происшедшим страховым случаям в два раза меньше - всего 31,7 млрд рублей. Остальные деньги пошли на оплату расходов страховых компаний и в компенсационные фонды, из которых будут покрываться будущие потери страховщиков.
   Во всем мире обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) считается самым убыточным бизнесом для страховых компаний. Тарифы там рассчитываются таким образом, чтобы полученных страховщиками средств хватало как раз на выплату страховых возмещений пострадавшим в ДТП и небольшую премию за "старания" самим компаниям. А еще страховые компании в развитых странах - главные спонсоры всевозможных программ по повышению безопасности дорожного движения.
   Иная ситуация в России. На днях Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал данные о выплатах и сборах отечественных страховых компаний, занимающихся "автогражданкой" в РФ. Так, размер средств, которые остались в распоряжении страховщиков после выплаты ими всех страховых возмещений по полисам ОСАГО, в два раза превышает объем премии, собранной ими по этому виду страхования. Закон об ОСАГО предписывает страховым компаниям направлять на компенсационные выплаты потерпевшим не менее 80% полученной страховой премии. Таким образом, закон в этой части так никогда и не выполнялся.
   Всего за три с половиной года российские страховщики выручили за выданные полисы "автогражданки" 192,5 млрд рублей. 80% от этой суммы составляет 154 млрд рублей. Все эти деньги должны были пойти за все время действия ОСАГО в России на выплаты пострадавшим в ДТП. Реально на эти цели было потрачено лишь 77,8 млрд рублей, то есть чуть более половины необходимых средств.
   Итак, как предписывает закон, на собственные расходы компании списали около 40 млрд рублей. Остальные миллиарды расползлись по многочисленным компенсационным и стабилизационным фондам, в назначении которых несведущему человеку недолго и запутаться.
   Сегодня о несправедливости сложившейся системы не сказал лишь ленивый. По словам наиболее активного критика страховых компаний, депутата Госдумы Виктора Похмелкина, "автогражданка" как обязательный вид страхования не должна приносить супердоходы страховым компаниям.
   Ровно три года страховщикам удавалось отмахиваться от критиков, призывающих или сократить тарифы по ОСАГО, или увеличить размер возмещения пострадавшим в ДТП, например, за вред их жизни и здоровью. Сегодня об ограничении доходности ОСАГО думают уже в правительстве. Минтранс совместно с ГИБДД собираются за счет страховых денег формировать специальный фонд, из которого будут финансироваться мероприятия по безопасности дорожного движения. А в Министерстве финансов подготовили поправки в законодательство об "автогражданке", которые заставят страховщиков дополнительно раскошелиться на выплаты пострадавшим в ДТП за ущерб жизни и здоровью.