09.02.2007  CЗФО: хлебопёки объединяются

   
   В 2006 году объёмы производства хлебопекарной продукции падали, кондитерской – росли.
   Хлебопекарные предприятия СЗФО, представленные в основном компаниями малого и среднего бизнеса, продолжали в 2006 году стремительно исчезать как за счет поглощений/слияний, так и за счет ухода с рынка. На сегодня число хлебопекарен в целом по округу сократилось, по различным оценкам, на 40%. Оставшиеся хлебопеки, пытаясь удержаться на плаву, вынуждены поднимать цены, а продукции - выпускать меньше. Это бьет по большинству провинциальных потребителей, в чьем рационе хлебобулочные изделия из-за небольших доходов занимают важное место.
   С другой стороны, рост доходов населения крупных российских городов влияет на потребительские предпочтения: хлеба стали покупать меньше, многие тяготеют к обогащенной, полезной кондитерской продукции. Эксперты отмечают, что жители столицы предъявляют более строгие требования к качеству товара и его упаковке.
   В последнее время на рынке появилось много высококачественной хлебобулочной продукции; упаковка стала разнообразной, креативной, привлекающей. Покупатели уже не так охотно берут дешевую продукцию украинских и белорусских производителей, предпочитая более дорогую, но качественную российскую.
   Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение числа участников рынка хлебопечения, но они надеются переломить ситуацию с помощью государства: разрабатывать программы преодоления и выводить их на обсуждение в Госдуму. Кроме того, продолжает действовать проект “Развитие АПК”, который предполагает стимулирование развития малых форм хозяйствования, выделение субсидий и долгосрочных кредитов предприятиям.
   Но пока политику на рынке продолжают диктовать известные предприятия-гиганты: московский хлебокомбинат “Черемушки”, норвежская Orkla Foods CIS, холдинг “Объединенные кондитеры”, ОАО “Невские берега”, ОАО “Каравай”, ООО “Дирол Кэдбери” и другие. Они уверенно чувствуют себя в диалоге с поставщиками сырья, способны поглощать региональные предприятия, входить в сети, вкладывать в создание новых брэндов, их продвижение и сбывать свою продукцию на территории СЗФО.
   Некоторые крупные региональные предприятия, такие как ОАО “Новгородхлеб”, выпускающее конкурентоспособную продукцию - зерновые сорта хлебов, ЗАО “Вологодский хлебокомбинат”, имеют неплохие перспективы и сами, и в части привлечения инвестиций.
   Повсеместно продолжается общероссийская тенденция по снижению объемов производства хлебобулочных изделий, в частности лечебных хлебов, доля которых и без того в среднем по СЗФО составляла только около 2%. В Архангельской области большим спросом у населения стали пользоваться кондитерские изделия, объем производства которых за 9 месяцев прошлого года вырос, по сравнению с аналогичным периодом 2005-го, примерно на 20%.
   За январь - сентябрь 2006 года хлеба и хлебобулочных изделий было произведено 49602 тонны (92,7% к аналогичному периоду 2005-го), а кондитерских изделий - 2363 тонны (122,4% к аналогичному периоду 2005 года).
   В Республике Коми за прошедший год было произведено 52,8 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что составило 98,8% к 2005 году.
   Неблагоприятная перспектива ожидает и производителей сырья, и его потребителей из-за аномально теплой, почти осенне-весенней, погоды, прогнозируют эксперты. Если случится неурожай, то зерно подорожает - придется закупать его за рубежом в больших, чем обычно, объемах.
   В сегменте кондитерской продукции, который практически окончательно сместился в категорию premium, продолжают вести игру общероссийские гиганты (“Объединенные кондитеры”, NESTLE, Kraft Foods), некоторые региональные предприятия, сами объединившиеся в группы (Комплекс предприятий “Пчелка” - город Великий Устюг) и почти незримо присутствовать небольшие региональные предприятия, которые выпускают продукцию ограниченного ассортимента и примитивной рецептуры для местных потребителей с низкими доходами.
   Производить нынче востребуемую “здоровую и полезную”, обогащенную кондитерскую продукцию мелкие регионалы не в состоянии без вливаний извне, но последних им и ожидать не приходится. Кроме того, к осени 2006 года почти на 20% выросли оптовые и розничные цены на сахар, что серьезно не отразилось на лидерах рынка, чего не скажешь о тех, кто всего лишь выживает.
   Что касается шоколадной продукции, то региональные предприятия, прогнозируют эксперты, будут способны вскоре производить всего несколько позиций недорогих развесных конфет, больше сосредотачиваясь на выпуске карамели, драже, местных ягод в сахаре.