31.01.2007  Карелия: 61% предпринимателей, занятых в торговле, свои площади арендуют

   Индивидуальное предпринимательство в Республике Карелия за последние годы получило широкое распространение. Предприниматели без образования юридического лица стали ведущими субъектами на рынках многих товаров и услуг, оказывают заметное влияние на общий объем производства валового внутреннего продукта, способствуют развитию конкуренции.
   Для определения основных параметров деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле и получения данных об используемой ими материальной базе органами государственной статистики в сентябре 2006 г. проведено очередное выборочное исследование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли. Исследованием было охвачено 1,3 тыс. предпринимателей (примерно треть от общего количества индивидуальных предпринимателей, учтенных в Статрегистре хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности «Розничная торговля»).
   Как показали итоги периодических исследований, вклад индивидуальных предпринимателей в суммарный объем оборота розничной торговли республики достаточно стабилен и занимает примерно его третью часть.
   Подавляющее большинство (81,8%) из числа предпринимателей, попавших в исследование, осуществляет торговую деятельность только в городской местности, и доля таких субъектов рынка за период, прошедший между обследованиями, увеличилась. Доля предпринимателей, торгующих в сельской местности, составила 16,2% и снизилась по сравнению с данными предыдущего обследования на 1,3 процентного пункта.
   Условия торговой деятельности у разных групп предпринимателей существенно отличаются. Более чем три четверти индивидуальных предпринимателей (75,2%) организует свою деятельность за пределами рынков, примерно пятая часть из них (21,4%) реализует товары только на рынках, и лишь 3,4% предпринимателей занималось продажей товаров как на рынках, так и за их пределами. В 2006 г. продолжилась тенденция увеличения доли предпринимателей, реализующих товары за пределами рынков, в сентябре 2006 г. по сравнению с предыдущим обследованием в марте 2005 г. она увеличилась на 4 процентных пункта, а индивидуалов, реализующих товары только на рынках, - уменьшилась на 3,1 процентного пункта.
   Более половины от общего числа исследованных предпринимателей вели свою торговлю через сеть магазинов и павильонов, их удельный вес составил 50,7% (по состоянию на 1 апреля 2005 г. - 56%). В палатках и киосках осуществляли торговлю 16% предпринимателей (по состоянию на 1 апреля 2005 г. - 16,7%), в секциях (отделах) в других предприятиях торговли - 23,5% (22,8), торговыми местами на рынках располагали 16,5% предпринимателей (18,2). При этом на одного предпринимателя может приходиться одно или несколько торговых мест (торговых точек).
   Подавляющая часть магазинов (павильонов), которыми располагали обследованные предприниматели (93,9%), находится за пределами рынков, немногим меньше половины индивидуальных предпринимателей (41%), располагающих палатками, киосками, организует свою деятельность на территории рынков.
   В расчете на одного обследованного индивидуального предпринимателя, располагающего магазинами (павильонами), приходилось в среднем по одному магазину, как и в 2005 г., располагающего палатками (киосками), - по одной палатке (в 2005 г. - по две палатки).
   В среднем на один магазин (павильон) приходилось 40 кв. м площади (по состоянию на 1 апреля 2005 г. - 43 кв. м). При этом магазины и павильоны, расположенные на рынках, по размерам значительно уступали торговым заведениям, базирующимся за их пределами. Так, если на один магазин (павильон), работающий на территории рынка, приходилось в среднем 19 кв. м торговой площади (по состоянию на 1 апреля 2005 г. - 16 кв. м), то у предпринимателей, осуществлявших торговлю за пределами рынков, средняя торговая площадь магазина составила 41 кв. м (45 кв. м).
   Большинство (61,8%) предпринимателей, располагающих магазинами и павильонами, организует торговлю на арендованных площадях. Удельный вес арендованных торговых площадей в общей площади магазинов (павильонов) составил 55,5%, в том числе для лиц, работающих за пределами рынков, - 56,2%, реализующих товары только на рынках, - 59%.
   Кроме того, в работе предпринимателей задействовано 324 палатки, киоска, которые в основном принадлежат самим предпринимателям. Доля арендованных палаток и киосков по сравнению с предыдущим периодом возросла и составила 32,1% от их общего количества (по состоянию на 1 апреля 2005 г. - 28,4%). При этом удельный вес арендованных торговых точек у предпринимателей, работающих вне рынков, выше, чем у их коллег, торгующих только на рынках (35,1 и 31,6% соответственно).
   Дополнительно к этому обследованные лица арендовали торговые площади в других организациях торговли. Такая форма торговли становится все более популярной у предпринимателей, не осуществляющих торговую деятельность на рынках. Так, по данной категории предпринимателей размеры арендованных в других предприятиях торговли площадей выросли за период, прошедший с марта 2005 г. по сентябрь 2006 г., на 1208 кв. м (на 22,3%). В то же время у предпринимателей, торгующих только на рынке, размеры арендованных торговых площадей уменьшились на 318 кв. м (на 55,4%).
   Около половины (49,2%) обследованных индивидуальных предпринимателей имели собственный и арендованный автомобильный транспорт (в марте 2005 г. таких лиц было больше - 53,4%). В их распоряжении (в собственности и на правах аренды) по состоянию на 1 октября 2006 г. находилось 648 автомобилей (в марте 2005 г. - 675 единиц техники), из них только четвертая часть приходилась на сельскую местность. Легковой автомобиль имел каждый третий предприниматель, а грузовой или специализированный - каждый шестой.
   В расчете на одного индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров населению, средний оборот розничной торговли в сентябре 2006 г. составил 324 тыс. руб. (в марте 2005 г. - 275 тыс. руб.). За период, прошедший между двумя обследованиями, наиболее успешно бизнес развивался у предпринимателей, торгующих за пределами рынков.
   Более половины оборота розничной торговли (54,7%) формировали предприниматели со среднемесячным оборотом свыше 500 тыс. руб., в их распоряжении находилось 258 магазинов и павильонов (29% от общего числа) с торговой площадью 16 тыс. кв. м (45,1% от общего размера торговых площадей).
   В структуре оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей по сравнению с обследованием, проведенным в марте 2005 г., существенно снизилась доля продовольственных товаров. Их составляющая в суммарном объеме оборота розничной торговли обследованных лиц составила 40,9% (в марте 2005 г. - 53,4%), непродовольственных товаров - 59,1% (в марте 2005 г. - 46,6%). В обороте розничной торговли по всем обследованным предпринимателям 35,5% приходилось на продукты питания, 5,4% - на алкогольные напитки и пиво, 16,3 - на непродовольственные товары длительного пользования, 42,8% - на непродовольственные товары текущего спроса.
   Издержки обращения (без учета оплаты труда и отчислений на социальное страхование) сложились в сентябре 2006 г. в размере 7,6% к обороту розничной торговли индивидуальных предпринимателей, представивших сведения по соответствующему показателю.
   Арендная плата и транспортные расходы составили 77,1% в общем объеме издержек. Следует отметить, что по предпринимателям, реализующим товары только на рынке, арендная плата составляет 56% в общем объеме издержек, что на 17,1 процентного пункта больше, чем по предпринимателям, не осуществляющим торговую деятельность на рынках, транспортные расходы на 3,1 процентного пункта меньше. В сентябре 2006 г. они ежедневно вносили плату за использование одного торгового места в размере 177,4 руб., что на 1,9% больше, чем в марте 2005 г.
   По полученным от предпринимателей сведениям, 30,5% из них работали самостоятельно или привлекали к работе членов семьи, 69,5% имели наемных работников. В целом предприниматели дополнительно обеспечили работой 3,5 тыс. чел. Оформление наемных работников в основном осуществлялось по трудовым договорам (контрактам) - 95,7% от числа привлеченных, по договорам гражданско-правового характера работало 2,1%, и только 2,2% из них трудилось на основе устной договоренности, причем наиболее часто такой подход практиковался на рынках (4,3% от общего количества привлеченных для работы на рынках).
   Оборот розничной торговли в расчете на одного работника по всем обследованным предпринимателям, осуществляющим продажу товаров населению, в сентябре 2006 г. составил 87 тыс. руб. При этом оборот на одного работника в сельской местности почти на 12,2 тыс. руб. (на 13,7%) меньше, чем в городской.
   Средняя численность работников в расчете на одного обследованного индивидуального предпринимателя не изменилась по сравнению с предыдущим обследованием и составила 4 человека, в том числе по предпринимателям, торгующим вне рынка, - 4 человека, реализующим товары только на рынках, - 2 человека.