29.01.2007  Институт подписки возрождается в условиях рыночных отношений

   В настоящий момент наблюдается возрождение института подписки, что означает торжество рыночных отношений в этом сегменте рынка печатной продукции. Об этом сообщил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, выступая на пресс-конференции Ассоциации распространителей печатной продукции «Итоги подписки на газеты и журналы – 2007» в понедельник, 29 января.
   А. Оськин предостерег издания, у которых тиражи упали, от разговоров о гибели подписки. «Тиражи падают у плохих изданий. У тех газет и журналов, которые плохо работают на рынке, которые не могут работать с подписчиком», - отметил он.
   По словам А. Оськина, медиасообществу трудно работать без адекватной поддержки со стороны государства. «Розница имеет льготный НДС – 10%, а подписка полный - 18%», - отметил он, добавив, что в Госдуму был внесен законопроект, о том, чтобы уровнять налогообложение подписки и розницы. Правительство в лице главы МЭРТ Германа Грефа и Минфина под руководством Алексея Кудрина не поддержало это предложение. «Видимо, в Правительстве РФ есть эксперты, которые недооценивают роль и значение института подписки в части создания единого информационного пространства на всей территории РФ. Это непонимание вылилось в то, что правительство заблокировало 2 законопроекта, заблокировало позицию по совершенствованию института подписки», - считает он.
   Ассоциация распространителей печатной продукции предложила концепцию развития рынка на период до 2015 г. «Если правительство по-прежнему будет занимать столь консервативную позицию, то ничего не получится. Мы за то, чтобы в бюджете РФ специальной строкой была оговорена помощь почте в части реализации подписки и доставки до почтового ящика», - подчеркнул он.
   Исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора ФГУП "Почта России" Игорь Мандрыкин отметил, что 2006 год ознаменовался для "Почты России" очень достойными результатами по целому ряду видов деятельности. «Есть замечательные результаты по темпам роста. Но самую большую радость мы получили по результатам подписной компании на первое полугодие 2007 г.», - подчеркнул он.
   По словам И. Мандрыкина, рост тиражей не оказался неожиданностью для его ведомства. «Мы ждали этого. Первым шагом были итоги подписной компании прошлого года, когда рост тиражей составил 0,4%. Денежный показатель по собранной подписке составил 7,1 млрд руб. Все это говорит о том, что рынок подписки достаточно велик. Он может и обязан развиваться», - заметил он.
   И. Мандрыкин напомнил, что в прошлом году (впервые) был произведен независимый аудит системы ценообразования ФГУП "Почта России" на подписку. «В течение полугода мы работали с Федеральной антимонопольной службой, которая, в свою очередь, по поручению первого вице-премьера Д. Медведева тщательно анализировала обоснованность тарифов почты на доставку периодических изданий. ФАС получила следующие результаты: в 2007г. отрицательная рентабельность "Почты России" от оказания услуг по приему заказов на подписку и доставке подписки до подписчиков составит 22%, с учетом льгот, которые предоставляются районным и городским изданиям, уровень рентабельности составит -50%. «В абсолютных цифрах мы заработали бы (при сохранении тиражей) 3,2 млрд руб. Для почты эти деньги крайне важны. Они нужны на технологическую реконструкцию», - заметил он.
   "Почта России" совместно с ФАС предложила на рассмотрение правительственных органов решение, которое позволило бы довести тарифы до экономически обоснованного уровня в течение 4-х подписных периодов (2-х лет). «Мы ждем очередной встречи ведомств у первого вице-премьера, где и будут приняты решения по данному вопросу», - заметил он.
   В заключение И. Мандрыкин отметил, что для "Почты России" подписка является одним из основных видов деятельности. «Мы будем продвигать эту услугу. В этом году мы обратим основное внимание на качественное улучшение этой услуги, прежде всего для подписчиков. "Почта России" планирует в этом году запустить магистрально-сортировочные центры, которые позволят ускорить доставку прессы населению. "Почта России" тратит значительные инвестиции на приобретение новых транспортных средств, которые также будут доставлять периодическую печать.
   Мы надеемся, что перелом на рынке подписки сохранит положительную тенденцию, и она продолжит свое развитие в будущем», - резюмировал он.
   Начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий напомнил о том, что в настоящий момент в подписке существует много проблем.
   Он отметил, что государство все-таки занимается вопросами подписки. «В правительство не позднее завтрашнего дня должны быть внесены комплексные предложения по стимулированию института подписки. В том числе и со стороны государства», - пояснил Г. Кудий. По его словам, предложения разрабатываются по поручению Д. Медведева, готовит предложения Мининформсвязи. Суть предложений состоит в том, чтобы поддержать подписчиков и выровнять условия для них. «Нужно выровнять условия для всех граждан России. Неважно в каком уголке России живет человек, у каждого должна быть возможность подписаться», - считает он.
   Первый заместитель генерального директора ОАО "Агентство Роспечать" Виктор Кокорев назвал регионы–лидеры по подписке. Это Москва, ХМАО, Республика Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Республика Татарстан. «Эти регионы держат очень высокие тиражи и хорошее качество доставки печати», - заметил он.
   В. Кокорев отметил постоянный рост альтернативной подписки. «Наше агентство работает с 69 предприятиями, и каждый подписной период количество предприятий увеличивается». Лидерами среди альтернативных предприятий он назвал: «Роспечать» г. Тулы, «Уралпресс» (г. Екатеринбург) и «Роспечать» г. Липецка.
   В. Кокорев подчеркнул, что "Агентство Роспечать" организовывает подписку для почтовых и альтернативных предприятий на одинаковых условиях.
   «По нашему каталогу суммарный рост тиражей составил 6,9%. У нас порядка 50 тематических разделов. Значительный рост по сравнению к зимней подписке 2006 г. дали: автомобили - 39%, научно-популярные издания - 45%, детские и молодежные издания - 22%», - отметил В. Кокорев.
   По его данным, основными подписчиками являются люди предпенсионного и пенсионного возраста.
   Отметим, что структура центральной части Каталога российской прессы «Почта России» в 1 полугодии 2007 года делится следующим образом. По типу издания: газеты - 21%, журналы – 79%. По периодичности: 1 раз в месяц – 42,99%, 1 раз в 2 недели – 17,62%, 1 раз в неделю – 10,44%, 1 раз в 2 месяца – 7,75%. Распределение каталожных сборов центральной части каталога в зависимости от типа издания: газеты – 29%, журналы - 71%. В зависимости от тематики: сборы по популярным изданиям – 36%, сборы по деловым специализированным изданиям – 59%, сборы по детским и молодежным изданиям – 5%.