29.01.2007  Либерализация рынка драгоценностей не сделает богаче МБ России

   Участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней поддерживают планы правительства по либерализации рынка, но считают, что принятые меры недостаточны. В частности, не созданы условия для того, чтобы российские предприниматели могли выступать на мировом рынке в роли поставщиков качественных товаров и услуг, а не поставщиков сырья. Такой вывод был сделан на прошедшем в понедельник в ИТАР-ТАСС круглом столе «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы».
   В соответствии с Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» от 11 января 2007 года отменены квоты на экспорт необработанных природных алмазов, платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгметаллы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, лома и отходов цветных металлов.
   Участники круглого стола отметили, что отмена квот позволит добывающим компаниям выстраивать долгосрочную стратегию добычи и сбыта продукции, укрепить свои позиции на мировом рынке. Вместе с тем, участники дискуссии не были склонны переоценивать значение принятого документа. Они отмечали в своих выступлениях, что отмена ограничений по квотам кардинально не меняет ситуацию из-за сохранения государственной монополии на внешнеторговые операции и прежней схемы получения экспортных лицензий. Так, на смену квотированию приходит более жесткий порядок лицензирования: производитель должен оформлять лицензию на каждую партию продукции, экспортируемую за рубеж. При этом сохранение одноканальной системы экспорта драгметаллов и алмазов через госпосредника - ФГУП «Алмазювелирэкспорт» - при «сырой» системе лицензирования, по мнению большинства экспертов, может привести к тому, что поставки продукции зарубежным потребителям могут сталкиваться с многочисленными бюрократическими «проволочками» и останутся непредсказуемыми по срокам.
   Генеральный директор НП «Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов» Олег Пелевин назвал принятый указ шагом вперед к либерализации. «Но такой осторожный шаг», по его мнению, приводит к тому, что в результате половина стоимости контракта на услуги по переработки концентрата у российских предприятий уходит на таможенные сборы.
   По мнению председателя Союза золотопромышленников Валерия Брайко, для того, чтобы принятый документ стал действительно работающим, необходимы изменения таможенного режима и порядка получения экспортных лицензий. Однако на практике оказывается, что таможенные службы не готовы к обеспечению вывоза концентратов руды. «При сегодняшнем таможенном регулировании, требующем пересечения подобного груза через спецпост, вывоз 20 тонн концентрата драгоценных металлов становится невозможен», - утверждает эксперт.
   Президент Российского алмазного союза Владимир Пискунов в своем выступлении отметил, что приветствует либерализацию рынка. Однако, по его словам, у отмены квоты на экспорт необработанных алмазов есть плюсы и минусы. С одной стороны, Россия, как основной участник мирового рынка добычи алмазов - 26% всей добычи приходится на РФ, должна более активно отстаивать свою позицию на внешнем рынке. С другой стороны, нельзя забывать об интересах отечественных товаропроизводителей. По словам, В. Пискунова, отечественные производители – а это не только крупные, но и малые и средние предприятия, постоянно ощущают сложности в своей работе.
   Между тем, если в мире ежегодно добывается алмазов на сумму $10 млрд, а продается в готовом виде - на $60-70 млрд, то Россия, добывая алмазов на $2 млрд, торгует ювелирными изделиями с бриллиантами всего на $2,5 млрд в год. «Есть серьезный повод задуматься, что мешает нам приблизиться к мировым тенденциям развития этого рынка и почему мы не можем эффективно организовать свой рынок», - пояснил эксперт. По его мнению, разрешение на экспорт необработанных алмазов может привести к безработице в сфере российской огранки, особенно с учетом того, что в таких странах как Индия, Китай и Армения стоимость огранки одного карата составляет $20, а в России - $55-90. «Поэтому защита отечественного производителя - это серьезный, но не решенный принятым указом вопрос. Необходимо продумать, как создать условия для эффективной работы и конкурентную среду, стимулирующую развития рынка в России», - заключил В. Пискунов.
   Генеральный директор Московского представительства «Джонсон Матти ЛТД» Михаил Пискулов отметил, что на сегодняшний день зарегулированность рынка драгоценных металлов и камней ограничивает объемы бизнеса. У российских компаний получение соответствующих лицензий занимает слишком много времени, что делает неконкурентоспособными услуги и продукцию, которые предоставляют российские производители.
   По итогам дискуссии было принято решение сформулировать предложения, высказанные экспертами, и представить их на рассмотрение комиссии ТПП РФ к 28 февраля.