19.01.2007 Мультиформатность важна для повышения эффективности торговых сетей На сегодняшний день рынок розничной торговли является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре розничного товарооборота происходит постепенное увеличение доли современных форматов торговли, которая за три года выросла почти в два с половиной раза и в 2006 году составила около 25%. Оборот розничной торговли в III квартале 2006 года увеличился на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Следует отметить, что ряд крупных компаний развиваются гораздо динамичнее рынка в целом. Например, розничный товарооборот сети "Пятерочка" в 2006 году, по оценкам ИА "ИНФОЛайн", увеличился по сравнению с 2005 годом на более чем на 40%, сети "Магнит" - более чем на 50%. Ужесточившаяся конкуренция на розничном рынке приводит к тому, что изменяется структура факторов, влияющих на выбор магазина потребителями. По-прежнему фактор цены остается наиболее важным для 60% россиян, но его роль постепенно снижается. Исследования показывают, что наблюдается рост доли потребителей, которые при выборе магазина отдают предпочтение качеству товара и широкому ассортименту. В связи с этим для увеличения количества потенциальных потребителей торговые сети активно развивают мультиформатность. В отраслевом обзоре "Торговые сети: III квартал 2006 года" эксперты ИА "ИНФОЛайн" отметили, что в РФ, как и в развитых странах мира, для сетей характерно развитие одновременно в нескольких форматах - "магазина у дома", супермаркета и/или гипермаркета. Компания "Ашан" развивает сеть гипермаркетов "Ашан" и дискаунтеров "Атак". Сеть "Дикси", изначально ориентировавшаяся на дискаунтеры, теперь также приняла решение открывать магазины и других форматов - гипермаркетов и магазинов "шаговой доступности". "Седьмой Континент" развивает сразу три формата - магазин "у дома", супермаркет ("Пять Звезд", "Универсам") и гипермаркет ("Наш Гипермаркет"). Можно отметить следующую тенденцию - крупные торговые сети выводят на рынок проекты под новым брендом, что обусловлено опасением размывания образа бренда и стремлением охватить различные категории покупателей. Данная тенденция подтверждается примерами многих компаний, запустивших новые проекты. Крупнейший в России оператор ритейла "Metro Group" вывел на рынок гипермаркеты "Real", сеть магазинов "Магнит" уже открыла супермаркеты "Тандер", а с 2007 начнет развивать формат гипермаркета, "Лента" открывает сеть магазинов "у дома" под названием "Норма". Переход сети к мультиформатности может осуществляться и другим путем - в ходе сделок M&A (слияния и поглощения). Холдинг X5, созданный в ходе слияния "Пятерочки" и "Перекрестка", развивает сеть экономичных супермаркетов "Пятерочка", а также супермаркетов и гипермаркетов "Перекресток". В перспективе конкуренция между сетями ужесточится, что будет способствовать дальнейшему развитию как самих компаний, так и розничной торговли в целом. Сети начнут больше ориентироваться на потребителя как путем развития разных форматов торговли, так и путем реализации новых маркетинговых акций и программ лояльности. |