21.12.2006  Госрегулирование алкогольного рынка принесло МСБ горькие плоды

   В среду, 20 декабря, в Москве прошел круглый стол, организованный Общероссийской организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", посвященный проблемам регулирования алкогольного рынка в России.
   Федеральные власти, по общему мнению собравшихся представителей бизнеса, уделили минимальное внимание мероприятию: глава ФКП "Союзплодимпорт" Владимир Логинов, занимающийся вопросами согласования вступления России в ВТО, был предельно краток в своем заявлении по проблемам алкогольного рынка в России, отметив позитивную роль последнего постановления Правительства N770 о маркировании алкогольной продукции.
   Так же краток был и представитель Администрации Президента РФ Борис Зацаринский, еще раз подчеркнувший позицию государства в "алкогольном вопросе": власти заинтересованы в усилении контроля за алкогольной продукцией, и речь может идти лишь о расширении состава экспертов в экспертном совете по алкогольной проблеме за счет представителей кондитерских, парфюмерных и табачных предприятий. Сразу после заявления Б.Зацаринский покинул заседание.
   Председатель комиссии ОПОРЫ РОССИИ по алкогольной и внодельческой промышленности, генеральный директор ООО "Компания "Симпл" Максим Каширин в своем выступлении кратко перечислил трудности, с которыми столкнулся российский рынок алкоголя в 2006 году, и результаты процессов, инициированных Федеральным законом N171 и вводом системы ЕГАИС задним числом. Среди них массовое разорение участников алкогольного рынка, кризис доверия к банкам, реальный дефицит алкоголя.
   М.Каширин считает, что интересы таких участников рынка, как производители вина, водки и пива порой полярно разнятся, и не следует объединять их в один закон.
   На сегодня властная координация на алкогольном рынке отсутствует, заявил М.Каширин. Налоговики, по его словам, всей душой за производителя, а «ФТС, ограниченная функцией наклеивания марок (акцизов), помочь бессильна». Проблемы возникли и с Госстандартом. Главной проблемой координации рынка является отсутствие единого координирующего органа и отсутствие концепции регулирования вообще, налоговой и тарифной политики, ведущей к какой-то определенной цели. Сегодня регулированием алкогольного рынка так или иначе занимаются 11 властных органов.
   Концепция регулирования, считает М.Каширин, должна быть выработана с расчетом на 10-12 лет и представлять собой выражение баланса интересов власти и общества, включать в себя хотя бы цель повышения культуры употребления алкоголя, не говоря уже о более дальних целях. Ни отечественные, ни зарубежные производители и импортеры не имеют понятия о том, что может произойти на алкогольном рынке России завтра, меж тем алкоголь в России является проблемой и политической, касающейся общественного спокойствия прежде всего и правопорядка в целом.
   Целями алкогольной политики, по мнению М.Каширина, могут быть снижение алкогольной зависимости населения, снижение смертности от отравлений некачественным алкоголем, повышение уровня жизни населения.
   Следовательно, считает М.Каширин, нужны отдельные законы о пиве, чистом спирте, водке и дистиллятах, фармацевтических и спиртосодержащих продуктах, включая законы о жидкостях, не пригодных к употреблению человеком. М.Каширин отдельно отметил такие проблемы алкогольного рынка, как «возрастные ограничения на продажу алкоголя, спонсорство, система запретов, этика продаж, регулирование оборота, зонтичные бренды, лицензирование, система стандартов, гармонизация законодательства с ВТО».
   Целесообразно создать и отдельное федеральное агентство по контролю за производством, импортом и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, которое будет заниматься стимулирующими и ограничительными режимами торговли алкоголем в стране, заключил он.
   Президент Некоммерческой организации «Национальный союз участников алкогольного рынка» Осман Парагульгов призвал развивать национальную систему стандартов в алкогольной отрасли и согласился с тем, что 171 закон лучше разбить на отдельные законы по видам алкогольной продукции, а в ЕГАИС следует «включить розницу, чтобы было видно, что вошло в систему, а что из нее вышло». Он также осудил производство контрафактной алкогольной продукции, порочащей честных производителей алкоголя, и выразил желание в ближайшем будущем увидеть координирующий орган, предоставляющий участникам рынка целевую информацию из ЕГАИС.
   Председатель совета директоров холдинга «Винный мир» Петр Каныгин искал ответа на следующий вопрос: «Чего хочет наше государство – казну наполнить или сберечь нацию?».
   Акциз на крепкий алкоголь сегодня составляет 162 рубля, что делает водку недоступной для трети населения, считает П.Каныгин. При убыли российского населения в 800 тыс. человек в год треть смертей, по его мнению, связана с употреблением поддельного и некачественного алкоголя. Изменилась и сама структура потребления: 40% населения употребляет суррогат.
   П.Каныгин выразил удивление тому, что западные производители пива инвестировали в Россию $7 млрд, а на производство виноградных вин, которые намного полезней, никто из них не дал и копейки. Реклама пива, несмотря на многочисленные запреты, идет по всем каналам.
   Глава ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов назвал провалы регулирования алкогольного рынка «национальным позором» России. Если бы власти умели слушать экспертов, то есть то самое гражданское общество, то всех без исключения ошибок можно было бы избежать еще весной, в крайнем случае летом. Но сегодня, после всех банкротств и дефицитов на рынке, «общество имеет три выговора видным чиновникам и совершенно непонятное будущее», отметил С.Борисов.
   «Когда мы увидим, наконец, закон о государственной воле в принятии собственных решений?» – задал С.Борисов риторический вопрос аудитории и привел некоторые цифры: в результате реформ малый алкогольный бизнес понес потери в 130 тыс. рабочих мест, а малый парфюмерный – в 40 тыс.
   «Где теперь эти люди? Кого волнует их участь? Разве их ждет переобучение или другие социальные гарантии? В стране царствует социальная безответственность власти!» - заявил Сергей Борисов. – «А туризм? А реклама? В этих сферах, если до них дойдет дело, мы можем потерять столько же людей, если не больше!»
   Задача государства была проста, резюмировал глава ОПОРы, - убрать с рынка суррогат и поднять культуру потребления алкоголя. Если бы государство обратилось к бизнесу, он бы «сам выстроил показатели и поднял их на должный уровень», уверен С.Борисов. «Необходимо сотрудничество бизнеса и власти, оно всегда приносило лучшие результаты, чем документы, рожденные во властных кулуарах», - подчеркнул он.
   Заместитель главы Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко сделал попытку исторического анализа отрасли. Среди трех видов регулирования (госмонополия, откупы, акцизы) самой результативной, по мнению А.Дударенко, оказался акциз. Дешевая «народная» водка не имеет права на существование, заявил А.Дударенко, а вино должно быть «выведено из 102 закона». Необходимо расширение представительства бизнеса в органах власти, заявил А.Дударенко, чтобы после «оседлывания нефтяного, газового и водочного крана власть не села на остальные отрасли - табак, сахар и далее по списку».
   Директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов назвал цифру потерь бюджета от мер по урегулированию алкогольного рынка: только по акцизам и только в первом квартале она составляет 4,7 млрд рублей. «Легальный рынок фактически рухнул! – констатировал А.Романов. – Грамотное регулирование рынка в стране отсутствует». Представитель Ассициации европейского бизнеса призвал власти к скорейшему и серьезному рассмотрению проблем алкогольного рынка в России.
   С.Борисов заявил, что обо всех проблемах алкогольного рынка доложит президенту и Общественной палате.