15.12.2006 Судьба российской легкой промышленности в китайских руках Отечественная легкая промышленность в тревоге: после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое уже не за горами, отрасль может оказаться одной из первых жертв этого процесса. Выдержать конкуренцию в условиях, когда 80% товаров на внутреннем рынке являются дешевой контрабандой из азиатских стран, все сложнее. Вступление в ВТО, предусматривающее снижение ввозных пошлин и увеличение импорта, по мнению большинства экспертов, может стать для российской легкой промышленности контрольным выстрелом. Главный инженер московской фабрики "Красная Заря" Людмила Полуян возмущена тем, что столичные гипермаркеты почти не берут на реализацию отечественное и заполняют прилавки второсортным азиатским товаром. Обидно получается: продукт выпускаешь качественный, а пробиться на прилавки нет никакой возможности. Аренда по цене запредельная, а государственных программ по объединению усилий промышленности и торговли просто нет. Вместо этого процветают рынки с их "левым" ассортиментом. "Все это шьется на улицах, в подвалах, на жаре неизвестно кем! Где гарантия, что белье не зараженное? Страшно, когда наши люди носят такое",- говорит Людмила Полуян. Но люди носят: китайские трусы-"боксеры" на вещевом рынке стоят 40 рублей, а аналогичные от "Красной Зари" - от 70 до 140. Разница в цене существенная, но и в качестве тоже: там - синтетика, здесь - чистый хлопок, и все по науке. Еще в войну на фабрике освоили производство белья для военных: шили шелковое белье для высшего командного состава, изобрели особое белье с плоским швом для летчиков-испытателей - при поднятии самолета на большую высоту такие швы, в отличие от обычных, не впивались в кожу и не оставляли на ней кровавых подтеков. Теперь прелесть таких швов испытывают только гражданские покупатели, потому что заказов от военных почти нет. По словам директора "Красной Зари" Надежды Калининой, сегодня тендеры на пошив белья для военных выигрывают фирмы-однодневки: "У нас мужской комплект стоит 290 рублей, а у какой-нибудь фирмы "Альфа" - 260. Причем она ничего не производит: покупает у китайцев за 100, продает здесь за 260, и всем денег хватает. Посмотрите, как расцветает Китай!" Когда честно платишь налоги, зарплаты и пошлины, они отражаются на цене товара. А выиграть конкуренцию с валом беспошлинной контрабанды становится все сложнее: ее объем сегодня более чем вдвое превышает обороты российского производства и легального импорта. Прошлой весной в Находке силы МВД арестовали железнодорожные составы с контрабандной одеждой из Китая - всего 124 вагона. Как установило следствие, только по одному этому каналу, который действовал с августа 2004 по апрель 2005, прошло 5 тысяч вагонов. Эшелоны разгружались на подмосковных станциях, после чего товар шел на рынки и расходился по всей России. Центральным перевалочным пунктом был Черкизовский рынок. По данным Национального антикоррупционного комитета (НАК), на таможенном посту "Черкизовский" только за 5 месяцев из 8 тысяч деклараций более половины оформлялись после окончания рабочего дня, причем 1223 декларации были оформлены за 15 и менее минут. Дело получилось громким: получателем груза числилась военная часть 6302, оказавшаяся... Управлением материально-технического обеспечения ФСБ России. Получатели груза были так уверены в успехе, что платеж за вагоны китайского ширпотреба проводили напрямую с бюджетного счета ФСБ. По данным НАК, взятка за 1 вагон китайской контрабанды составляла от 50 до 100 тысяч долларов: таким образом стоимость 5 тысяч вагонов составила около полумиллиарда долларов. Но потери нес, понятно, не только бюджет. Илья Хандриков, глава малого предприятия "Формика" по пошиву спецодежды, два года назад впервые в жизни не смог продать зимние куртки к сезону. Успешному бизнесмену, создавшему первый постсоветский швейный кооператив, это показалось странным. Предприниматель "заморозил" свои куртки на год и решил разобраться. “Выяснилось, что именно в тот момент шли гигантские неконтролируемые потоки контрабанды, - рассказал Илья Хандриков. - Некоторые мои недобросовестные коллеги получили преимущества за счет таких поставок: они заказывали и размещали производство в Китае на выгодных условиях”. Занявшись общественным расследованием, Хандриков совершил потрясающее открытие: органы госбезопасности, законом призванные бороться с контрабандой, помогли Китаю создать полный замкнутый цикл "производство - доставка - реализация" в отношениях с Россией. Деньги, естественно, шли в китайскую экономику. Да и как могло быть иначе, если на границе с Китаем был таможенный пункт, через который люди с мешками могли проходить сколько угодно раз? Илья Хандриков, ныне председатель оргкомитета движения "За честный рынок" и координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, стал одним из тех, кто сделал процесс над ВЧ-6302 гласным. Было объявлено об отставке 19 чинов ФСБ. Но сегодня следствие по делу ВЧ-6302 идет в закрытом режиме. Как рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, многие из отправленных в отставку фигурантов дела продолжают сидеть в своих креслах. Более того, по словам Кабанова, из следственного комитета МВД дело против чинов из ФСБ почему-то передано в следственный комитет той же ФСБ. А ситуация на рынке ничуть не изменилась. Недавний опрос директоров предприятий отрасли показал: 84% считают, что легкая промышленность задышит, если перекроют контрабандные каналы. Однако дело ВЧ-6302 вызывает сомнения в возможности такого исхода. Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности решил апеллировать к последней инстанции: недавно он направил Владимиру Путину письмо - о беспокойстве за судьбу отрасли в связи со вступлением России в ВТО. “Сегодня в отрасли 80% устаревшего оборудования, - поделилась Татьяна Соснина, председатель Роспрофтекстильлегпрома. - Последнее техническое перевооружение проходило в 1985-1990 годах. В то же время Китай и Турция за 10 лет полностью перевооружились - как за счет поставок в Россию, так и за счет государства. В Турции, например, ввозимое для отрасли оборудование не облагается таможенными пошлинами и НДС. А в Китае производителям продукции легкой промышленности дается льготный режим налогообложения. Результат: эти страны стали лидерами в мировом экспорте товаров легпрома”. Выдержать такую конкуренцию, по мнению профсоюза, Россия сможет, только перевооружив свою легкую промышленность в ближайшие 3-4 года. Для этого, по словам Сосниной, требуется не менее 300 млрд. рублей. Это отнюдь не значит, что государство должно выступить простым донором. От него требуется две меры: выделить отрасли дешевые кредиты и дать субсидии на погашение части процентов по этим кредитам. В профсоюзе уверены: если принять эти меры, Россия могла бы войти в пятерку ведущих текстильных держав мира. У инициативы профсоюза - президент на письме размашисто начертал: "Тревогу профсоюза разделяю. Прошу доложить предложения правительства, направленные на решение проблем отрасли". Но пока новых предложений от правительства нет. А Александр Курский, член президиума Комитета РСПП по техническому регулированию, считает, что конкурировать со странами Юго-Восточной Азии в области легкой промышленности не может ни одна страна мира - и это надо признать. По мнению Курского, защитить внутренний рынок сможет только введение технических регламентов. Они должны установить обязательные требования к продукции и ее производству и помогут закрыть ввоз в Россию низкокачественного товара. Над созданием регламентов уже трудятся в Минпромэнерго. Вот только срок окончания этой работы далекий: весна 2008 года. Все самое плохое с нашей легкой промышленностью может произойти гораздо быстрее. В 2005-2006 гг. в России прекратили существование следующие предприятия легкой промышленности: Ивановский камвольный комбинат, Большая Дмитровская мануфактура, Пучежский льнокомбинат, Богородская швейная фабрика N8, Кулебакская швейная фабрика, ЗАО "Волжский текстиль", ЗАО "Швейная фабрика N19" (Нижегородская обл.), "Нижегородский кожевник", Таганрогская швейная фабрика "Элегант", Октябрьская швейная фабрика (Самарская обл.), Балашовская швейная фабрика "Лада", "Карабановский текстиль" (Владимирская обл.), Никологорская прядильно-ткацкая фабрика, Новороссийская и Армавирская швейные фабрики. В стадии банкротства или реорганизации находятся: Реутовская мануфактура, Уфимский хлопчатобумажный комбинат, Городищенская отделочная фабрика, Камешковская мануфактура (Владимирская обл.), Ангарская швейная фабрика, Краснодарская фабрика кожаных изделий. В Ивановской области 10 предприятий находятся в стадии банкротства, 44 базовых предприятия разделились на 150 мелких. Численность работающих в отрасли с 1,5 млн. человек (1990 г.) сократилась до 500 тысяч (2006 г.). Доля отечественной продукции на рынке составляет около 20%. |