12.12.2006 Российским компаниям удалось занять 40% отечественного рынка экспресс-доставки Когда десять лет назад мы доставляли в офис конверт, то посмотреть на это чудо сбегались все сотрудники»,– вспоминает директор нижегородского филиала компании UPS Вячеслав Пузанков. Работники были в шоке, что вместо бабушки-почтальона приехал курьер на иномарке. Еще одна причина шока – цены на услуги международных экспресс-перевозчиков, которые в несколько раз превышают тарифы обыкновенной почты. Сейчас объем российского рынка экспресс-доставки составляет $300 млн, хотя еще в 2002 году он не превышал $120 млн. По оценкам экспертов, российские компании контролируют около 40% рынка ($120 млн), в то время как четыре года назад их совокупная доля была в пределах 20%. В советские времена быстрой доставкой почты и небольших грузов занимались лишь государственные «Спецсвязь» и фельдъегерская служба, услугами которых пользовались и продолжают пользоваться спецслужбы и армия. Всем остальным приходилось довольствоваться не слишком оперативной и не очень надежной традиционной почтой. Российский рынок экспресс-доставки корреспонденции начали создавать иностранцы. Свой первый филиал в Москве DHL открыла еще в 1984 году. За ней подтянулись и другие компании «большой четверки» – TNT Express, UPS и Fedex. Транснациональные корпорации, открывая свои офисы в России, хотели получать такой же почтовый сервис, как у себя дома. Однако очень быстро услугами перевозчиков заинтересовались отечественные фирмы, для развития бизнеса которых был необходим быстрый документооборот. Технологии против цен Первые российские игроки на рынке экспресс-доставки появились в начале 1990-х годов, сейчас таких компаний уже более ста. Однако иностранцы пожинают плоды успешной экспансии до сих пор. Они контролируют около 70% международных отправлений и 60% внутрироссийских (лидерство сохраняется за DHL, оборот которой в прошлом году составил 3,2 млрд руб., а число филиалов превысило 120). «Большая четверка» имеет хорошо развитую инфраструктуру по всему миру – собственные логистические центры, самолеты и парки автомобилей во многих странах мира, отработанные годами технологии и масштабные инвестиции. Так, DHL в ближайшие четыре года планирует вложить в развитие российского подразделения $250 млн. Зарубежных представительств у российских компаний, как правило, нет. Поэтому когда возникает необходимость отправить посылку за границу, они вынуждены пользоваться услугами западных партнеров (нередко тех же DHL и UPS или небольших курьерских служб). Сложности с доставкой корреспонденции за рубежом и высокая конкуренция на международном рынке заставляют отечественные компании активнее работать в России и странах СНГ, где им проще развивать филиальную сеть. Так, «СПСР-экспресс» имеет более 115 филиалов, а в структуре «EMS Почты России» более 5500 отделений, оказывающих услуги экспресс-доставки. Основное конкурентное преимущество российских компаний – низкие цены. Например, доставить пакет с документами из Москвы в Санкт-Петербург в течение суток DHL берется за 1000 руб., а «Пони экспресс» – за 400 руб. Но один лишь ценовой фактор не гарантирует наплыва клиентов, для которых на первое место выходит срочность доставки. Чтобы выжить в условиях усиливающейся конкуренции, российские игроки стали активно перенимать западные стандарты работы. Они автоматизируют процесс сбора и распределения заявок, комплектования и доставки грузов, создают промежуточную инфраструктуру (сортировочные и перевалочные центры) и усиливают контроль над всей логистической цепочкой. К примеру, крупные компании могут в режиме реального времени отслеживать перемещение груза, а их клиенты – в любой момент узнать, где находится отправление. Если раньше российские фирмы заметно проигрывали по времени доставки иностранцам, то сейчас практически сравнялись: один-два дня по России, три-четыре за рубеж. Небольшим отечественным компаниям, не обладающим филиальной сетью и современными ИТ-решениями, остается идти в узкие ниши (например, компания «Грузовозофф» специализируется на перевозке особо крупных, а «Лидерспецтранс» – хрупких и опасных грузов), либо объединяться с более сильными игроками (так, «Эльф-91» вошла в структуру «Пони экспресс»). Экспресс-инвестиции По оценкам партнера компании MD Consulting Андрея Боброва, рынок экспресс-доставки увеличивается на 20% в год, причем перевозки внутри страны, на которых специализируются российские компании, растут еще быстрее – на 30–40%. Объясняется это экспансией федеральных компаний в регионы. «Клиенты развиваются на наших глазах,– поясняет коммерческий директор „Пони экспресс” Вадим Дробот.– Сегодня компания отправляет посылки по Москве, а завтра в регионы». Коммерческий директор «СПСР-экспресс» Надежда Романова убеждена, что рынок растет также за счет того, что многие производители не имеют возможности создавать сервисные центры и склады по всей стране, зато они всегда могут воспользоваться услугами экспресс-перевозчиков. Благодаря высоким темпам развития отраслью в последнее время стали интересоваться непрофильные инвесторы. В 2002 году «Базовый элемент» Олега Дерипаски приобрел и объединил трех крупных перевозчиков – «Пони экспресс», «Эльф-91» и «Руско». Новая компания работает под брэндом «Пони экспресс» и является одним из лидеров рынка. Еще одна крупная сделка на рынке экспресс-доставки состоялась месяц назад. Фонд «Ренова капитал» Виктора Вексельберга приобрел 42% акций «СПСР-экспресс» (по экспертным оценкам, пакет обошелся примерно в $10 млн). Новый акционер рассчитывает, что услугами экспресс-перевозчиков начнут пользоваться интернет-магазины и фирмы, специализирующиеся на телевизионной торговле. Инвестиции могут окупиться за пять-шесть лет. «Проникновение услуг экспресс-доставки в России составляет четверть от среднемирового уровня, что говорит о существенных резервах для дальнейшего роста рынка»,– считает управляющий директор «Ренова капитал» Олег Царьков. Серьезную ставку на рынок экспресс-доставки делает и ФГУП «Почта России» – два года назад предприятие создало компанию «EMS Почта России». До этого «Почте России» принадлежало 60% акций «ЕМС Гарантпост», которая отправляла корреспонденцию по каналам международной почтовой сети EMS (миноритарными акционерами «ЕМС Гарантпост» являлись «Аэрофлот», французские Chronopost и Air France). Однако в 2004 году ФГУП вышло из состава акционеров компании, продав свою долю Chronopost, а вскоре Минсвязи передало право на эксклюзивное сотрудничество с EMS 100-процентной «дочке» ФГУП «EMS Почта России». Новая компания имеет обширную сеть филиалов, а партнерство с EMS позволяет заниматься зарубежными отправлениями. К 2010 году «EMS Почта России» планирует занять 30% всего российского рынка. Надежды новых игроков связаны с тем, что рынок имеет еще одну точку роста. Если в Европе половину клиентов экспресс-перевозчиков составляют частные лица, то в России на них приходится лишь около 10% всех отправлений. «Тенденция такова, что нашими услугами начинают пользоваться и физические лица – это отличный задел для будущего роста»,– считает Вадим Дробот. Зачастую для населения фактор цены более важен, чем скорость и надежность доставки, поэтому большую часть нового рынка могут получить именно российские игроки. |