03.11.2006  "Шаговая" доступность алкоголя вредит России

   В пятницу, 3 ноября, в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция «Суррогатное бедствие: как избежать алкогольных отравлений», участники которой обсуждали чрезвычайную ситуацию с массовыми отравлениями фальсифицированным алкоголем на территории РФ, о причинах и источниках появления на рынке нелегальной спиртосодержащей продукции, госрегулировании и комплексных мерах по решению проблем, связанных со здоровьем и безопасностью населения.
   Николай Герасименко, заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья, отметил, что отравления и гибель населения происходят именно в результате потребления нелегального алкоголя. По его данным, в 2006 году от нелегального алкоголя произошло 17 тыс. смертей, в 2005 году - 21 тыс. Общая суммарная статистика по обороту всего алкоголя в стране насчитывает 35-40 тыс. смертей в год.
   Н.Герасименко отметил, что в области потребления легального алкоголя наблюдается действительное снижение смертности на 4 тыс.
   По словам Н.Герасименко, от болезней, вызванных злоупотреблением алкоголя, ежегодно в РФ умирает 550-700 тыс. человек, из которых примерно 300 тыс. умирает от алкогольных отравлений, остальные 30 тыс. – от заболеваний, связанных с приемом алкоголя. «По словам демографов, проблема русской сверхсмертности прямо связана со сверхпотреблением алкоголя в России», - подчеркнул Н.Герасименко. По нормам Всемирной организации здравоохранения, предел допустимого потребления алкоголя составляет 8 литров чистого спирта на человека, в России – 14 литров на человека, включая спиртозаменяющие, слабоалкогольные и др. напитки. В России смертность в 2 раза превышает смертность в Европе и США, сообщил заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья.
   Одной из причин тяжелой алкогольной ситуации в России является сочетание водочной культуры потребления алкоголя северного типа и отсутствием адекватной алкогольной политики. «У нас северный тип потребления алкоголя, также как и в Канаде, Великобритании, Швеции, Финляндии, Польше и пр., особенностью которого является практика «напиваться до интоксикации», - отметил Н.Герасименко. Он настаивает, что страны, перешедшие на потребление вина и пива, от алкогольных отравлений страдают меньше, и России надо тоже переходить на такую практику.
   Кроме того, Н.Герасименко считает, что надо вводить госмонополию на розничную продажу алкогольной продукции, по которой право продажи крепких спиртных напитков имеют только государственный магазины. В России основными местами продажи алкоголя являются магазины "шаговой" доступности, в которых, по словам Н.Герасименко, реализуется 30-40% контрафакта. «Корень проблемы – в "шаговой" доступности алкоголя», - считает Н.Герасименко.
   В результате вступивших в силу с 1 июля 2006 года поправок в закон о регулировании алкогольной продукции подорожал спирт, производители спиртосодержащей продукции стали его заменять этиловым и изопропиловым спиртом – «это самые токсические яды, поражающие печень», - подчеркнул Н.Герасименко.
   По его мнению, единственный способ уменьшения потребления контрафактного алкоголя – это отрегулировать алкогольную политику России: ввести ценовое регулирование, наладить борьбу с нелегальной водкой и водочными суррогатами, ужесточить борьбу государства с нарушениями, ввести государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков, ужесточить ответственность за реализацию нелегальных технических жидкостей.
   Павел Шапкин, председатель экспертного совета по регулированию алкогольного рынка при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму считает, что суррогатный алкогольный рынок окреп в результате проводимой властями в начале 1990-х годов антиалкогольной компании и именно тогда начал активно конкурировать с легальным рынком. Окончательно суррогатный рынок вырос после 1998 года, когда была «изменена система ухода от акцизов при использовании технических спиртов для производства продукции парфюмерии, бытовой химии и т.п».
   По мнению П.Шапкина, в алкогольном законодательстве есть недочет, в результате которого вся спиртосодержащая медицинская продукция не подчиняется никаким правилам регулирования и «выпускается без государственного контроля». «Статистика показывает, что все отравления происходят из-за антисептиков (антисепт, экстрасепт), которые входят в состав алкогольных и многих медицинских продуктов. Криминальный рынок нашел в антисептиках замену тому этиловому спирту, который использовался для производства суррогатной продукции», - сказал П.Шапкин.
   Он считает, что в первую очередь нужно немедленно заниматься введением акцизов на всю спиртосодержащую продукцию, в том числе и медицинского назначения. В качестве оперативной меры нужно немедленно исключить все антисептики из состава лекарственных средств, потому что, по словам П.Шапкина, «аптеки должны лечить, а не травить».
   Политический обозреватель РИА «Новости» Александр Юров, добавил, что помимо всего сказанного, необходимо в целом поднимать культуру питья алкогольных напитков в России, так как основная проблема связана с позиционированием спиртных напитков на рынке как «приятных и безопасных».