31.10.2006  Автопроизводители недовольны двойным налогообложением подержанных автомобилей

   Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса собирается начать борьбу с двойным обложением НДС подержанных автомобилей, продаваемых автосалонами по так называемой системе trade-in. Недавно представители комитета обратились с этим в правительство Российской Федерации. Они рассчитывают отменить такую практику и путем изменений, внесенных в Налоговый кодекс, начать по-другому формировать цены на подержанные автомобили, сдаваемые на комиссию.
   Что такое trade-in? Дословный перевод с английского - "торговля внутри". Это обмен старого автомобиля на новый. Он может происходить с доплатой определенной суммы или без таковой. При этом автосалон сам производит оценку сдаваемого подержанного автомобиля, а также все необходимые юридические действия, чем, собственно, избавляет владельца от головной боли.
   Надо отметить, что в Европе официальные дилеры всех автопроизводителей принимают машины по системе trade-in, так что способ сбыта старого авто популярен в среднем у 80% автовладельцев. Для автосалонов тоже есть плюс - полученная при продаже подержанных автомобилей выгода почти в три раза больше, чем при продаже новых автомобилей, так как дилер в основном получает прибыль за торговлю сервисом и дополнительными опциями.
   Российский автомобильный рынок уже близок к вышеописанной и характерной пока для Европы ситуации. На данный момент, по оценкам экспертов, по системе trade-in сдается лишь каждый пятый автомобиль и то эти данные достаточно приблизительные. В перспективе же до 50% продаваемого автотранспорта будет продаваться при помощи этого способа.
   Вполне возможно, что этому будет способствовать именно стремление комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса начать борьбу с двойным обложением НДС автомобилей, которые торгуются по системе trade-in. Дело в том, что сегодня дилеры, продавая новый автомобиль, уже прибавляют к его цене НДС. Однако если через некоторое время владелец этого автомобиля сдает его в тот же самый автосалон, то последний, выставляя авто на продажу, вынужден опять прибавлять к его цене НДС.
   Отменив этот повторный НДС, автосалоны снизят цены на подержанные автомобили, что отвернет людей от так называемого "серого рынка", так как цены автосалонов станут более конкурентоспособными.
   Нет сомнений, что, добившись отмены "двойного НДС", автопроизводители смогут значительно увеличить выпуск новых автомобилей. Дело в том, что в данном случае автолюбители, которые покупали автомобили в кредит, смогут отдать автомобиль салону еще до того момента, как выплатят за него последний взнос. И использовать разницу для покупки новой машины. То есть увеличится "машинооборот" - в развитых странах Европы или США в отличие от России автомобили меняют практически каждые 2-3 года.
   Однако вполне возможно, что быстрого разрешения вопроса ждать не стоит. И этому есть ряд причин. Во-первых, отмена второго НДС касается не только рынка автопроизводителей, а всего рынка товаров second-hand. А это уже совсем другие объемы, которые требуют более тщательного анализа.
   Во-вторых, в данный момент уже рассматриваются вопросы о снижении НДС и в случае положительного решения, о частном случае для подержанных иномарок можно будет и не вспоминать.
   С другой стороны, так или иначе, но решать вопрос надо, потому что это еще на один шаг приблизит Россию к цивилизованному регулированию доходного сегмента экономики. А такую возможность упускать никак нельзя.