24.10.2006  Перевозчики простаивают на границе $100 млн в год

   Согласно докладу Международной организации труда, из-за задержек на границе экономика сектора международных автомобильных перевозок терпит серьезные убытки. В России ежегодный ущерб для отрасли может доходить до $100 млн в год. Однако, как заявил вчера глава ФТС Андрей Бельянинов, "упрощать режимы" в России никто не собирается.
   Доклад МОТ подготовлен для начавшейся вчера в Женеве встречи, посвященной проблемам европейских автоперевозчиков. Проанализировав условия труда водителей международного автотранспорта, эксперты МОТ пришли к выводу, что затянутость процедуры оформления виз и коррумпированность сотрудников пограничных пунктов приводит к многомиллиардным убыткам в этой сфере грузоперевозок. Одна из главных проблем – несоблюдение сроков выдачи виз. Хотя официально время получения шенгенской визы в 2005 году составляло четыре дня, водителям приходилось ждать визы месяц и больше.
   По мнению президента Ассоциации международных автоперевозчиков Юрия Сухина, cпособом решения проблемы могло бы стать введение для водителей аналога паспорта моряка и прекращение "приравнивания водителей к туристам".
   До тех пор пока в России не будет кардинально изменена система работы погранпереходов, отрасль будет терпеть многомиллионные убытки. "Международные перевозки у нас за последние 15 лет выросли в 15 раз. Пока все службы на границе будут не содействовать водителям, а только их задерживать, перевозчики будут продолжать терять около $100 млн в год", – уверен Юрий Сухин.
   Председатель международного профсоюза профессиональных водителей Александр Котов в оценке убытков перевозчиков более осторожен: "Никто не может назвать точных цифр, потому что нет статистики". Кроме экономических потерь владельца недоставленного груза и перевозчика он указывает и на ущерб, нанесенный имиджу страны.
   Однако сами представители пограничной службы РФ не готовы признать свою вину в задержках водителей на границе и, как следствие, в убытках для грузоперевозчиков. Начальник отдела центра общественных связей ФСБ Вадим Шибаев проволочки объяснил ограниченной пропускной способностью погранпунктов: "Грузопоток увеличился в последние годы в 100 раз, а многие пункты пропуска построены еще в советское время. Но строительство новых не входит в нашу компетенцию".
   В ФСБ считают, что пограничная служба – далеко не единственная, которая задерживает водителя. По инициативе ведомства в правительстве уже одобрили решение оставить в пунктах пропуска только пограничную и таможенную службы, а все остальные вынести за их пределы.
   Свой вариант борьбы с задержками на границе вчера предложил и глава ФТС Андрей Бельянинов. Комментируя многокилометровые очереди из грузовых автомобилей на границе с Польшей и Латвией, господин Бельянинов заявил, что часть вины лежит на самих водителях: "Перевозчики своевременно информируются о тех пробках, которые существуют на границе. При этом соседние пункты пропуска – они свободны". Глава ФТС заявил, что "упрощать режимы" никто на границе не будет.