06.10.2006  Краснодар: плюсы и минусы торговли в переходах

   В краевом центре около десятка подземных пешеходных переходов, и каждый из них словно спасательный круге море автомобильного движения. Но пользоваться "подземками" становится все сложнее: некоторые из них по причине аварийного состояния бездействуют, другие же давно облюбовали коммерсанты, использующие их с целями, далекими от обеспечения безопасности дорожного движения.
   В публикации газеты «Краснодарские известия» попытались проанализировать все плюсы и минусы присутствия предпринимателей в переходах города.
   По вине бизнесменов, например, один из шести входов в переход на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской «заварили» металлическими листами. Соседний спуск открыт не всегда. И все это из-за того, что в переходе расположен салон мобильной связи, киоска с компакт-дисками, мастерская по ремонту обуви и даже агентство недвижимости. Для передвижения пешеходов остается узкий проход между стенкой и киосками. В темное время суток все входы в переход наглухо закрываются. Таким нехитрым образом арендаторы "подземки" нашли способ охраны своих торговых точек от преступных посягательств в ночное время.
   При этом обилие разнообразной коммерции никак не отражается на состоянии самого перехода: за долгие годы эксплуатации он пришел в такую негодность, что вода часто заливает сам перехода и осветительные Лампы и электропроводку, отчего в "мокрое" время года здесь бывает темно, как в могиле.
   Аналогичная ситуация и в других переходах города. По словам предпринимателя Тимура Хамояна, хозяина разорившегося кафе в переходе, когда четыре года назад он взял в аренду переход, по нему никто не ходил ночью. «Горожане боялись: здесь частенько собиралось на "огонек" местное хулиганье, и, кроме того, в переходе была настоящая помойка — одного мусора мы отсюда вывезли четыре КамАЗа», - пояснил он. Предприниматель считает, что погорел из-за того, что кафе оказалось убыточным, так как слишком много пришлось вложить средств в ремонт перехода. Кроме того, плата за электричество оказалась непосильной. При этом Т. Хамоян уверен, что как только переход станет ничейным, тут же снова превратится в помойку со всеми сопутствующими "прелестями" в виде "кайфующих" наркоманов и бомжей.
   Предпринимательница Лариса Волобуева, которая уже восемь лет арендует пешеходный переход, считает, что чистоту и порядок можно обеспечивать двумя способами: или работать в круглосуточном режиме (а значит, иметь профессиональную вооруженную охрану, а не бабушек-сторожей), или же просто закрывать переход на ночь.
   Первый путь слишком накладный: торговым точкам легче закрыться, чем оплачивать из благотворительных соображений функционирование перехода в ночное время. Ведь это лишний расход электроэнергии и оплата труда ночного персонала, притом что далеко за полночь в закусочных и сапожных мастерских вряд ли будет аншлаг. Единственный выход — поставить стальные решетки и двери и установить режим их открытия-закрытия.
   Вообще, идея решать проблемы поддержания городской инфраструктуры за счет сдачи в аренду ее объектов появилась когда-то не от хорошей жизни. На все в бюджете попросту не хватает денег, а подземные пешеходные переходы в списке объектов финансирования обычно значились далеко не на первом месте. Поэтому еще на заре перестройки многие из них отдали в аренду предпринимателям с условием поддержания переходов в мало-мальски жизнеспособном состоянии.
   В Краснодаре первый переход был отдан на откуп бизнесменам пятнадцать лет назад, и, надо признать, это на сегодняшний день самый приличный в плане чистоты и порядка подземный переход краевого центра. Здесь и в дневное время горит свет, вокруг торговых точек относительно чисто (здесь в основном торгуют цветами), а информация о режиме работы перехода вывешена у каждой лестницы.
   Другие арендованные предпринимателями переходы такого благостного впечатления не производит. Но пешеходам остается довольствоваться фактом, что при иных обстоятельствах здесь был бы наркоманский притон или помойка.
   И уж совсем удручающее зрелище предстает в тех переходах, куда предпринимателей не заманишь калачом.
   Арендаторы подземных переходов, утверждают, что для обслуживания арендуемой площади делают все, что в таких случаях полагается: следят за санитарным состоянием, освещенностью галерей и даже скидываются иногда на косметический ремонт, а потому и имеют право обеспечивать безопасность своего бизнеса, например, закрывая переходы в ночное время.
   Заместитель начальника ГИБДД УВД города Краснодара Борис Сухов пояснил, что обязать арендаторов подземных переходов оставлять их круглыми сутками открытыми у правоохранительных органов нет полномочий. Поэтому он считает, что все вопросы по условиям эксплуатации переходов нужно решать еще на стадии составления договора. По мнению Сухова, цивилизованным путем решения проблемы могли бы стать такие условия аренды переходов, при которых они оставались бы доступными в любое время суток, но при этом охранялись бы профессиональной вооруженной охраной. А власти могли бы профинансировать ремонт лестниц и галерей.