17.08.2006  Рельсы - государству, вагоны - частнику

   Уже в этом году в России начнется третий, заключительный этап реформы железнодорожного транспорта, в результате которого нынешний монополист ОАО РЖД утратит свои исключительные права на перевозку пассажиров и грузов, а на железных дорогах воцарится конкуренция.
   Правительство утвердило план мероприятий по реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы. Как следует из плана, через пару-тройку лет в России предполагается возникновение свободного рынка перевозок. Сегодня для этого уже созданы все предпосылки. Дело за малым - подготовка поправок в действующее транспортное законодательство, разработка механизмов ценообразования на услуги железных дорог в условиях либерализации железнодорожных перевозочных услуг.
   Согласно плану уже к началу 2008 года в России должна быть создана Федеральная пассажирская компания. Часть денег она заработает сама, а часть придется компенсировать из федерального бюджета. В связи с этим планируется вывести будущую компанию из состава РЖД. Тогда, как считают идеологи реформы, на смену ненавязчивому государственному сервису придет частник, готовый угождать пассажирам.
   Что касается самого ОАО РЖД, то вся инфраструктура - железнодорожные линии, мосты, тоннели, энергетика, связь, диспетчерское руководство - останется в его собственности. Оно же обещает обеспечить равный доступ "к рельсам и проводам" всех перевозчиков.
   Одновременно планируется постепенно выделить из материнской компании дочерние, которые займутся пригородными перевозками и пассажирскими перевозками дальнего следования, ремонтом технических средств и производством запасных частей, транзитными и рефрижераторными перевозками.
   А на право перевозки пассажиров в пригородном сообщении будут продавать лицензии.