03.08.2006  Алкогольный вопрос не исчерпан, и бизнесу надо бороться

   Согласно новой редакции закона №102-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции» в России была запрещена торговля алкоголем со старыми акцизными марками, сбои же в работе Единой государственной автоматизированной системы учета алкоголя (ЕГАИС) привели к тому, что с прилавков магазинов пропали многие виды алкогольной продукции. Свои комментарии о сложившейся ситуации в четверг на пресс-конференции в РИА «Новости» высказал председатель комитета Государственной думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов.
   Он сообщил, что еще три года назад было решено принять закон, который бы мог устранить серьезные проблемы на неотрегулированном алкогольном рынке, наиболее криминализованном и сильно отстающим от экономических российских реформ. Процент криминального элемента на этом рынке составлял примерно 50-60%. «Замысел написать новый закон – это ответ на вызов общества. До каких пор мы будем пить некачественные продукты? От алкогольных отравлений будет умирать порядка 60-70 тысяч людей ежегодно, падать культура потребления» - считает В. Драганов. Он подчеркнул, что новый закон «три года назад сделал сам бизнес, но по требованию власти». В его разработке участвовало около 180 экспертов и представителей бизнеса. В течение трех лет специально созданной рабочей группой в текст закона вносились изменения и поправки, и только сейчас удалось сделать его современный вариант.
   По словам В. Драганова, власть признала, что реализация закона идет плохо. «Но я продолжаю утверждать, что закон правильный, хороший. Отсутствие ответственности его исполнителей привело к тому, что этот закон едва ли не был дисквалифицирован. Однако он никогда не будет дискредитирован, потому что он правильный», – подчеркнул председатель комитета Госдумы.
   Решающим фактором сокращения объемов спиртного на прилавках В.Драганов считает начавшееся действие нового закона. Объем нелегальной выпускаемой водочной продукции во все годы до введения в действие нового закона составлял 250 млн литров в год.
   Он сообщил, что в июне текущего года производство водки уже выросло на 17%, вина – на 66%. «Но этим положение поправить пока нельзя», – резюмировал В.Драганов.
   В. Драганов отметил ключевые позиции нового алкогольного закона: уменьшено количество добавок в спирт, оставлено четыре денатурирующие; введена обязательная легитимизация предприятий, желающих работать на алкогольном рынке; этим законом сознательно выведены из алкогольного рынка предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ) - именно они в первую очередь являются распространителями нелегальной некачественной продукции, кроме того, ПБОЮЛ не ведут должным образом бухгалтерию.
   По мнению В. Драганова, самыми важными новшествами этого закона являются: введение новой акцизной марки и ЕГАИС. Благодаря появлению марки, а вслед за ней - ЕГАИС, теперь есть гарантии исключения с рынка нелегальной спиртосодержащей продукции. "С помощью этого закона через 1-2 года мы не увидим на прилавках магазинов «паленой» водки. Уже сегодня эта водка не может попасть легальными путями на прилавки», – заявил он. В.Драганов сказал, что новая акцизная марка заменяет все предыдущие и превосходит их по значимости, так как в силу своих высокотехнологических свойств она стала фактически электронным паспортом, препятствующим обращению на рынке нелегальной спиртосодержащей продукции.
   Основными причинами кризисной ситуации на алкогольном рынке В. Драганов считает недоработки правительства и нескоординированное поведение бизнеса. Он сообщил, что в закон в начале года была внесена поправка о продлении срока действия старых акцизных марок для импортной продукции до 1 июля 2006 года, а для отечественной продукции – до конца 2006 года. По его словам, правительством эта поправка поддержана не была, хотя В.Драганов утверждает, что именно благодаря ей «было бы возможно не допустить того, что случилось сейчас».
   Резюмируя свое выступление, В.Драганов сказал: «Проблема не исчерпана. Притирка рынка к новым условиям будет продолжаться, так как столь масштабную реформу проводить непросто».