03.08.2006  На автомобильном рынке скоро останутся только малые и крупные игроки

   Первые шесть месяцев 2006 г. оказались чрезвычайно богатыми на события на российском автомобильном рынке. Волна потребительского спроса буквально сметает автомобили в дилерских центрах, и практически все модели, находящиеся в верхних строчках рейтингов продаж, попали в разряд дефицита.
   Всеволожский Ford Focus, Mazda 3, Hyundai Getz, большинство моделей корейских Chevrolet, Toyota Camry, Suzuki Grand Vitara, Honda Civic, Nissan Almera Classic - вот далеко не полный список автомобилей, на которые выстроилась очередь на три-четыре месяца.
   Природа возникновения дефицита автомобилей различна. Некоторые модели пользуются повышенной популярностью не только в России, но и в мире, поэтому производитель вынужден вводить квоты для национальных рынков. Другая причина - нехватка производственных мощностей у самого автопроизводителя или у его смежников. Так, дефицит Hyundai Getz возник из-за нехватки двигателей, выпускаемых на заводах Hyundai в Китае и Индии. Не хватает производственных мощностей и у АвтоВАЗа. Автомобили Lada пользуются устойчивым спросом, а возможностей для расширения производства без дополнительных инвестиций в Тольятти нет. Дефицит может возникнуть и из-за недостаточно смелого прогноза продаж, в том числе и при стратегическом планировании. Наглядный пример - деятельность завода Ford во Всеволожске. Сегодня уже понятно, что 60 тыс. Focus в год (максимальная мощность завода) явно мало для российского рынка.
   Дефицит автомобилей - мина замедленного действия. Расслабленность продавцов, снижение стандартов обслуживания, «перетекание» клиентов в автосалоны, где автомобили есть в наличии, - все это негативно сказывается на имидже дефицитных марок.
   Бешеный спрос подвиг мировых автопроизводителей на строительство собственных предприятий в России. В этом году начато строительство заводов Toyota, Nissan и GM под Санкт-Петербургом, Volkswagen приступил к возведению завода в Калуге. Развиваются сборочные проекты и с участием российских компаний. Соглашение о промышленной сборке автомобилей SsangYong подписали Минэкономразвития РФ и «Северсталь-Авто». Корейские внедорожники будут собирать на мощностях ЗМА. Здесь будут также собирать Fiat Palio и Albea, коммерческий фургончик Doblo. СП «Автофрамос», совладельцами которого являются компания Renault и правительство Москвы, приняло решение об увеличении мощностей на 25%.
   В Россию потянулись и производители комплектующих. Например, канадская компания Magna International намерена построить завод по производству комплектующих для легковых автомобилей. На российском автомобильном рынке в 2006 г. начался процесс слияний и поглощений. Крупные розничные продавцы приступили к скупке более мелких конкурентов. Холдинг «Автомир» приобрел московского розничного продавца Opel «Авто Юнайтед», «Инком Авто» купил компанию Trinity Motors, холдинг «Атлант-М» - ЗАО «Мультимоторс». По мнению аналитиков и участников рынка, процесс слияний будет продолжаться. При этом в автомобильном бизнесе через пять-шесть лет могут остаться 10-15 крупных игроков и масса мелких фирм. Средние компании, не исключено, практически исчезнут.