01.08.2006  Самарская область: на рынке может не остаться алкоголя

   $1 млрд убытков понесла за последние 5 месяцев российская алкогольная отрасль в связи с недостаточным количеством новых акцизных марок и введением в действие с 1 июля Единой государственной автоматизированной информационной системы по учету оборота спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Самыми незащищенными оказались представители среднего и малого бизнеса. Чем грозит сложившаяся ситуация региональным предпринимателям, газете «Репортер» рассказал руководитель регионального отделения общероссийской Общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" депутат Самарской губернской думы Виктор Тархов.
   В.: Дайте, пожалуйста, оценку того, что сейчас происходит на алкогольном рынке. Считаете ли вы, что закон о новых акцизных марках и введение ЕГАИС - удар по малому бизнесу России?
   
О.: Это не столько удар по малому бизнесу, сколько достаточно ощутимый моральный удар по населению Российской Федерации. Если говорить об алкогольном бизнесе, я думаю, те, кто занимается продажей спиртных напитков, найдут способ, как минимизировать убытки и продержаться те три месяца, которые займет введение ЕГАИС. Другое дело, что связи между крупными производителями, оптовыми поставщиками, покупателями налаживались годами, а сейчас Россия вновь дискредитирована. В связи с этим и российский бюджет понесет немалые убытки.
   В.: Попытка усилить контроль на алкогольном рынке - это, по вашему мнению, единственная причина введения ЕГАИС?
   
О.: Если цены поднимутся на 30-50%, будет очевидно: это заранее спланированная акция. Несомненным тогда станет, что эти новые законы пролоббированы российскими чиновниками в пользу крупных иностранных поставщиков.
   Сейчас они несут убытки, но через три-четыре месяца, подняв цены, вернут себе потери с лихвой.
   В.: После 1 июля представители алкогольного бизнеса отправили не одно послание и в Правительство РФ, и на имя премьер-министра РФ Михаила Фрадкова о пересмотре сроков введения ЕГАИС и ставок акциза на алкоголь. Как вы думаете, это принесет какие-то результаты?
   
О.: Нет, после того как Государственная дума приняла эти поправки, работы по вводу ЕГАИС уже начались, ее нужно вводить до конца, потому что возвращение к старым акцизным маркам невозможно. Выводы можно будет делать, только когда система полностью заработает. Эксперименты подобного рода нужно проводить с предварительным планом действий. Сначала нужно было убедиться, что все государственные, налоговые, коммерческие структуры готовы к введению ЕГАИС.
   В.: В условиях, когда государство пытается полностью монополизировать алкогольный рынок, представители малого и среднего бизнеса как-то могут себя защитить?
   
О.: А вводится ли эта монополия? Если бы это было действительно так, было бы понятно, для чего все эти "драконовы" меры, что все сверхприбыли от реализации пойдут исключительно в бюджет, на социальные нужды. Т.е. мы переводим розничную продажу в другой статус и делаем ее государственной. Ничего страшного в этом бы тогда не было, но этот переход нужно очень тщательно готовить, надо развить государственную систему продаж.
   В.: В конце июля правительство Самарской области приняло поправки в областной закон о регулировании продажи алкоголя, ужесточающие правила торговли спиртным для владельцев модульных павильонов. Не думаете ли вы, что это решение только еще более усугубит положение на рынке спиртосодержащей продукции?
   
О.: Мне кажется, это бессмысленная мера, учитывая тот беспорядок, который у нас в области существует в части исполнения законодательства о земле. Нельзя навести порядок в один момент. Такое ощущение, что хотят создать ситуацию, чтобы на рынке вообще не осталось никакого алкоголя. Нас опять толкают к тому, чтобы мы употребляли "левый" алкоголь.