25.07.2006  Москва: правительство обсудило проблемы автосервисов

   Нелегальные автосервисы – одна из основных проблем, которые планируют в ближайшее время решить столичные власти. Среди других проблем обслуживания и ремонта автомобилей - невысокая квалификация технических специалистов, техника безопасности, налоговые поступления от деятельности техцентров. 25 июля в ходе еженедельного заседания правительства Москвы на обсуждение был вынесен проект постановления «О мерах по развитию городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники», который был в целом одобрен и после недельной доработки будет подписан. С основным докладом по вопросу выступил глава Департамента транспорта и связи города Леонид Липсиц.
   Он сообщил, что за последние 5 лет в Москве было построено и модернизировано почти полторы тысячи автосервисов. При этом все это осуществлялось лишь при помощи частных вложений – бюджетные деньги не были потрачены вообще; было создано около 15 тыс. новых рабочих мест. В настоящее время численность автопарка мегаполиса составляет более 3 млн автомобилей. Для сравнения: в 2000 г. этот показатель равнялся 2 млн. Всего сегодня на территории города функционирует 2085 предприятий автотехсервиса. Из них более 60% оснащены современным контрольно-диагностическим оборудованием.
   Л.Липсиц отметил, что в большинстве своем автосервисы относятся к предприятиям малого бизнеса. Поэтому в проекте постановления предусмотрена разработка плана мероприятий по созданию условий для развития предпринимательства в сфере технического сервиса на 2007-2009 гг., мероприятия по организации техцентров на автостоянках общественной организации «Московский городской союз автомобилистов». Кроме того, предусмотрено создание сети предприятий технического обслуживания «Народный сервис», а также проведение городских мероприятий по вопросам развития техсервиса на базе Московского городского технопарка по развитию технического сервиса транспортных средств и Московского городского центра технического сервиса мотоциклетной техники.
   Концепция развития инфраструктуры технического сервиса автотранспорта столицы до 2010 г., по словам Л.Липсица, будет разработана и утверждена к концу 2007 г. А среди планов на ближайшую перспективу – формирование предложений по организации на базе МАДИ головного учебно-аттестационного центра по подготовке, переподготовке и аттестации специалистов, занятых в сфере обслуживания транспорта. В порядке эксперимента планируется создание современных сервисных центров, где будет проводиться техобслуживание и ремонт автомобилей, а также их техосмотр с использованием современных средств диагностирования.
   Докладчик упомянул о том, что город нуждается в развитии сети автосервисов шаговой доступности. В связи с этим он обратился к Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства столицы с просьбой разработать предложения по реализации этого направления.
   Глава ДПиРМП Михаил Вышегородцев высказал ряд замечаний и предложений по обсуждаемому вопросу. В частности, говоря о нелегальных автосервисах, он заметил, что сегодня такие мастерские испытывают те же проблемы, что и остальные субъекты малого бизнеса; в первую очередь – нехватку помещений. «Если этот вопрос не решить, то им останется два варианта – либо оставаться на нелегальном положении в частных гаражах, либо перемещаться в Подмосковье», - сказал министр. Он считает, что программа строительства нежилых помещений для МБ по принципу соинвестирования могла бы решить и данную проблему. Кроме того, во многих гаражных комплексах предусмотрена доля города, поэтому и на таких территориях также могут быть размещены автосервисы.
   Обилие нелегальных мастерских влечет за собой немалый ущерб экономике Москвы – налоги остаются в тени. Как рассказал М.Вышегородцев, в начале года общественная организация владельцев автосервисов выступила с инициативой, чтобы автомастерские имели возможность использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Но когда представили фактические расчеты по этому нововведени, то оказалось, что для крупных сервисов налог будет меньше, а для малых и средних – возрастет», - пояснил глава ДПиРМП.
   С 2006 г. действует закон об упрощенной системе налогообложения на основе патента. Однако одно из условий работы по такой схеме – отсутствие наемных работников. М.Вышегородцев выступил с инициативой разработать проект федерального закона, предусматривающего в определенных случаях привлечение наемной рабочей силы.
   Что касается проблем охраны труда на предприятиях такого рода и уровня квалификации работников, министр считает необходимым четко прописать правила техники безопасности в автосервисах в соответствующих нормативных документах города, а кадровую проблему решать при помощи Московского фонда подготовки кадров и содействия инновационной деятельности. «У нас есть такой фонд, где мы готовим различных специалистов, в том числе и технических специалистов», - подвел итог М.Вышегородцев.
   Проект постановления также предусматривает создание координационного совета по вопросам развития городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники. Этот орган будет заниматься вопросами совершенствования инфраструктуры отрасли, принимать участие в рассмотрении обращений по вопросам предоставления и оформления земельных участков для строительства, реконструкции и эксплуатации автомобилей. Главой совета предполагается назначить руководителя столичного Комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, а его заместителем – Л.Липсица.
   Мэр Москвы Юрий Лужков одобрил высказанные предложения. Он особо отметил, что обсуждаемый документ имеет особое значение для малого бизнеса. Поэтому должны создаваться, во-первых, льготные условия для таких предприятий, во-вторых – конкурентная среда. Кроме того, градоначальник заявил, что необходимо следить за равномерностью распределения автомастерских по территории города.
   Также Ю.Лужков поддержал идею создания многофункциональных сервисных центров. Он считает, что они должны быть созданы в каждом округе. Еще один момент – типовые проекты планировок помещений для автосервисов. «У нас есть такие проекты для поликлиник, больниц, школ, даже пунктов ГИБДД. Необходимо и для техцентров разработать их», - поручил глава города.
   Отдельный вопрос – кадры. Как заметил мэр, ни в одном московском ВУЗе не готовят нужных специалистов. В связи с этим в проект постановления будет добавлен пункт о подготовке технических и руководящих кадров для работы в системе обслуживания транспорта.
   И последний момент: по словам Ю.Лужкова, каждый автосервис должен быть оснащен системой измерения уровня выхлопных газов. Мэр считает, что в скором времени каждый пост ГИБДД нужно оборудовать такими системами.
   На доработку документа мэр отвел разработчикам неделю, после чего намерен его подписать.