24.07.2006  Волгоградская область: решено разобраться с работой маршрутных такси

   Маршрутные такси давно уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы привыкли к тому, что маршрутку можно остановить практически около своего дома, не надо тратить время в ожидании транспорта. Но, как часто бывает, определенные удобства несут в себе и определенные проблемы, связанные с тем, что пассажирам хочется получать идеальные услуги за свои деньги.
   Как оказалось, одной из главных для работающих сегодня на рынке пассажирских перевозок предпринимателей является кадровая проблема. Во-первых, потому что работа водителя маршрутки — это на самом деле тяжкий труд. Как известно, они должны и безопасность пассажиров обеспечивать, и выполнять работу кассира, принимая оплату и отсчитывая сдачу, да при этом еще и внимательно следить за дорогой. Ведь маршрутки работают по принципу «остановка по требованию», и выруливать из среднего ряда на обочину сидящие за рулем люди должны поистине виртуозно. Во-вторых, кадровая проблема связана с отсутствием у многих водителей ответственности за безопасность пассажиров. Как рассказали в городской ГИБДД, практически каждый рейд, который проводится по маршрутным такси, выявляет водителей, управляющих машинами в состоянии посталкогольного синдрома или даже наркотического (!) дурмана. Можно только представить, какой смертельной опасности подвергаются пассажиры маршруток, которыми рулят такие самоубийцы.
   Конечно, водители перед выходом на маршрут должны в обязательном порядке проходить медицинское освидетельствование. В идеале в штате всех перевозчиков предусмотрены должности врачей и техников, каждый из которых выполняет обязанности по проверке здоровья человека и технической исправности автомобиля. Но на деле бывает и по-другому. В ГИБДД рассказали историю, как по дорогам города ездила маршрутка с практически неисправным рулевым управлением. Другими словами, маршрутка, в салоне которой сидели люди, была практически неуправляема! О какой безопасности можно говорить в этом случае?
   Замеченных в таких проступках водителей владельцы маршрутов должны тут же увольнять, как говорится, с «волчьим» билетом. Давно уже витает идея о создании так называемого «черного списка» недобросовестных водителей. В жизни нередко бывает так, что водитель, уволенный за проступок, тут же устраивается на работу к другому перевозчику. Перевозчик зачастую вынужден брать его на работу, потому что других просто нет.
   Чтобы решить кадровую проблему, некоторые перевозчики уже задумываются об организации обучения кандидатов на рабочее место на собственной базе. Правда, здесь есть другой нюанс: а кто даст гарантию, что человек, получивший профессию за счет работодателя, не пойдет с новенькими «корочками» к другому хозяину?
   Но кадры кадрами, а есть еще проблемы, связанные с функционированием сети маршрутов. Часто приходится слышать мнение, что маршруток в городе стало слишком много, что пора бы сократить их количество чуть ли не наполовину. Однако в наше время говорить о «плановом» регулировании пассажирских перевозок, по меньшей мере, смешно. Как известно, рынок определяет потребность в тех или иных маршрутах, и если, например, маршрут невыгоден или нерентабелен, он закроется и без всяких директив сверху. Но это не значит, конечно, что маршрутное хозяйство не нуждается в контроле. Любопытно, что в первую очередь в урегулировании перевозок заинтересованы владельцы маршрутов.
   Практически все перевозчики выступают за оптимизацию маршрутной сети, создание концепции перевозок ввиду специфики расположения и застройки города. Они за то, чтобы процедура открытия маршрутов была более прозрачной, понятной и доступной. Не секрет, что сейчас есть так называемые «мертвые» маршруты, которые не работают, но есть и перегруженные. Нужно заново провести ревизию маршрутов, наладить еще более тесное взаимодействие администрации Волгограда, ОГАИ БДД, управления автодорожного надзора, чтобы выступить единым фронтом по упорядочению работы пассажирского автотранспорта.
   Есть надежда, что перевозчикам, а значит и пассажирам, поможет федеральный закон о пассажирских автоперевозках, который должны принять депутаты Государственной Думы уже этой осенью. Парадокс, но сейчас все пассажирские перевозки осуществляются по нормативному документу, датированному... 1981 (!) годом, разработанному еще Минтрансом РСФСР. А ведь сегодняшняя ситуация на дорогах в корне отличается от той, что была двадцать пять лет назад. И следовательно, но подстраиваться именно к нынешней, разрабатывать новые нормативы, определяющие правила жизни на дорогах.