24.07.2006 Ресторан на колесах Треть московских ресторанов находится на грани убыточности, не принося никакой прибыли своим владельцам, утверждает Герман Кофман, владелец московского ресторана «Ки-Ка-Ку» и еще нескольких заведений. Большинство экспертов с ним согласны. Так, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков заявил, что порядка 20% московских ресторанов убыточны и фактически содержатся за счет своих владельцев. При арендной ставке $800-1200 за 1 кв. м в пределах Садового кольца отбить эти деньги крайне сложно. Год от года аренда растет, и даже те, кому удалось сделать ресторан вполне окупаемым, смотрят в будущее с пессимизмом. Выход из сложившейся ситуации пока нашли лишь несколько рестораторов. Оригинальная мысль - устроить ресторан в трамвае - родилась у жителя Еревана Миграна Мхитаряна в 1989 году. Сперва он начал устраивать в арендованном трамвае ознакомительные экскурсии по городу. Что неплохо бы в трамвае еще и кормить-поить гостей, подсказали сами посетители. Так родился ресторан на колесах «Аннушка». У ресторана на колесах имеется одно из самых главных конкурентных преимуществ перед стационарным: в случае каких-либо проблем всегда можно переехать на новое место. «Аннушка» описывает круг по Чистопрудному бульвару (15-30 минут в зависимости от пробок), подбирая посетителей на трамвайной остановке напротив метро «Чистые пруды» до прихода рейсового трамвая. В пути пассажиры выпивают, закусывают под стук колес и сменяющиеся за окном виды старой Москвы с 12 до 24 часов. Цены в «Аннушке» - как в среднем московском ресторане. Ежедневно в «Аннушке» - от 40 до 60 посетителей, причем - и это еще одно преимущество ресторана на колесах - если в обычном ресторане, ознакомившись с меню, клиент останется чем-то недоволен и уйдет, то сразу покинуть движущуюся «Аннушку» проблематично. Однако основной доход трамваю-ресторану приносят не регулярные рейсы, а проведение банкетов. Других успешных примеров на этом рынке нет. Для окупаемости трамвая необходим регулярный поток туристов или просто приезжих. Были две попытки - в Казани и Уфе, но в одном городе трамвайные пути вообще снимают, в другом трамвай, не найдя постоянных клиентов, работает только по банкетам, раз в пару месяцев. Если трамвай связан рельсами, то автобус может ехать и парковаться практически где угодно. Более десяти лет назад в Москве появились два двухэтажных классических ярко-красных английских даблдеккера. Один, что стоял на Тверской, лет пять назад сгорел, второй продолжает работать с обратной стороны ЦУМа, напротив Кузнецкого моста. Как эта пара английских классических автобусов оказалась в Москве, уже никто не помнит, даже директор второго, рассказывающая, что, по одной из версий, автобус будто бы подобрали на лондонской свалке. Автобус продолжает работать в режиме кафе, правда, от английского стиля не осталось и следа. Сам автобус только декорация - он никогда никуда не перемещается. Меню автобуса мало чем отличается от ассортимента привокзальной забегаловки: готовые блюда на пластиковых тарелках под пленкой, разогреваемые в микроволновке, напитки и чипсы. Как утверждают специалисты компании Restcon, в Москве можно было бы использовать автобус и в более стильном варианте, сделав его настоящим культовым местом, вот только для этого необходимо полностью изменить как концепцию, так и ассортимент заведения. Что не удалось москвичам, попытался воплотить питерский предприниматель Влад Ремиш, придумавший концепцию кафе The Bus на основе все тех же классических английских даблдеккеров. Пока только один автобус-кофейня установлен напротив БКЗ «Октябрьский». Другой обслуживает корпоративные мероприятия под заказ и готов подъехать в любую точку города. Третий автобус доделывается, и на него уже есть покупатель из провинции. Если у вас нет желания в новогоднюю ночь идти в ночной клуб, сам клуб может приехать к вашему дому или даче. В Москве начинается реализация проекта PartyBus, придуманного Сергеем Дорониным. Проект уникальный не только для России: в Европе аналогов нет, что-то похожее имеется в Америке, только в упрощенном, дешевом варианте. Все началось с того, что три года назад Сергей привез в Москву американский автодом - это оборудованный на шасси Ford автобус длиной 12,5 м. Здесь есть все необходимое для жизни: от кухни и спальных мест до душа с туалетом. Этой весной выяснилось, что автобус-клуб - дело весьма выгодное. Его часто арендуют бизнесмены для встречи с деловыми партнерами. Под выпивку, закуску и музыку в таком интерьере трудно не расслабиться. Час аренды стоит $500 (аренда минимум на три часа). Многие компании, которые в состоянии, заказывают подобный автобус, чтобы окунуться в московскую ночную жизнь: у PartyBus есть договоренности со многими московскими VIP-клубами о том, что пассажиры этого автобуса могут беспрепятственно посещать эти заведения. |