17.07.2006 Число розничных точек по продаже сигарет существенно сократится Сегодня Совет Федерации одобрил изменения в Налоговый кодекс, увеличивающие С 1 января 2007 года ставки акцизов на табачные изделия до 30%. Таким образом резко повышается налоговая нагрузка на продукцию недорогого массового сегмента табачного рынка. Это значит, что из продажи постепенно исчезнут сигареты дешевле 10 рублей за пачку, которые сегодня составляют почти половину отечественного рынка. Таким образом депутаты хотят не только пополнить бюджет, но и сделать курево - не самый полезный для здоровья продукт - менее доступным, особенно для молодежи. Против депутатского напора не смогли устоять даже объединившиеся девять основных производителей дешевых сигарет ("Нево Табак", табачная фабрика "Астра", "Лиггетт-Дукат", Бийская табачная фабрика, "Усмань-Табак", "Донской Табак", Погарская сигаретно-сигарная фабрика, Канская табачная фабрика и "Балканская звезда"), на долю которых приходится треть российского рынка. Они написали письма на имя премьер-министра Михаила Фрадкова и председателя Госдумы Бориса Грызлова, где предложили альтернативную систему взимания акциза. По их мнению, акциз должен быть не ниже 20% от максимальной розничной цены (МРЦ) и для сигарет с фильтром должен составить 85 рублей за 1 тыс. штук плюс 5% от МРЦ, для сигарет без фильтра и папирос - 38 рублей за 1000 штук и 5% от МРЦ. Очевидно, что такая система переложила бы основную часть налогового бремени на производителей дорогих сигарет. Однако предложение осталось без ответа. Не помогли даже лоббистские усилия депутата Госдумы Ивана Саввиди, известного владельца фабрики "Донской табак". По его словам, принятый закон уже в ближайшие 3 года приведет к резкому росту контрафакта на табачном рынке. Директор ЗАО "Нево Табак" Олег Амиранов полагает, что через 3-4 года на рынке останется лишь 5 производителей дешевых сигарет. Однако на деле цена вопроса для народа не так уж велика: по словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, с начала 2007 года дешевые сигареты подорожают на 50 копеек, а дорогие - на 1 рубль. Учитывая, что в России сигареты все равно остаются самыми дешевыми в мире, принятый закон можно считать даже слишком мягким. Роберт Мэй, директор по корпоративным вопросам Philip Morris (входит в "большую тройку" производителей сигарет наряду с BAT и JTI) отметил, что рост розничных цен на сигареты в России уже несколько лет подряд отстает от ежегодного уровня инфляции, несмотря на то, что ставки акциза пересматриваются из года в год. Действительно, за последние 6 лет цены на сигареты выросли, по официальным данным, всего на 5,8%. "Сигареты должны быть намного дороже, чем сейчас, - уверен и Виктор Стефашин, заместитель директора Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром". - За рубежом доля акциза на табачные изделия - не ниже 57 %, в Великобритании - вообще 81%. А в России - всего 20%". Стефашин выразил большое сомнение в том, что новые акцизы подхлестнут производство контрафакта. По его словам, доля такой продукции на отечественном рынке составляет не более 1%, причем качество настолько низкое, что сбыть ее очень тяжело. А вот число розничных точек по продаже табачной продукции, прогнозирует эксперт, в результате нового закона существенно сократится. Сегодня разница между отпускной ценой завода и ценой в ларьке составляет 35-45% (цифры, немыслимые для западного рынка, где розница получает всего 9-12% прибыли). С 2007 года (по новому закону) производители будут обязаны печатать на пачке сигарет рыночную цену товара. Так потребитель сможет понять, какую максимально возможную цену он должен заплатить за данную пачку сигарет - независимо от того, где он ее покупает. В таких условиях, по прогнозу Виктора Стефашина, число розничных точек, которых сегодня 150 тысяч, через пару лет сократится на треть. |