11.07.2006 Как правильно продать бизнес В России развивается новый рынок купли продажи готового бизнеса Бизнес теперь модно продавать и покупать. Но он товар специфический и дорогой, а торговать им - дело опасное. В России профессионально заниматься куплей-продажей бизнеса стали сравнительно недавно. А такие сегодня услуги востребованы. Статистика свидетельствует, что самыми привлекательными объектами купли-продажи являются предприятия сферы торговли (небольшие магазины, аптеки), сервиса и услуг (кафе, рестораны, станции техобслуживания, автомойки, салоны красоты), то есть бизнес с низким порогом входа и небольшим периодом окупаемости. В прошлом году в целом по России было выставлено на продажу более 5 тысяч таких компаний, и, по прогнозам, спрос на них сохранится как минимум на прежнем уровне. Все объекты купли-продажи можно разделить на три группы. 1. Малые предприятия и ПБОЮЛ. Продажа таких предприятий осуществляется периодически, круг потенциальных покупателей не ограничен и состоит в подавляющем большинстве из частных лиц, собственность сосредоточена в руках очень ограниченного круга физических лиц (продавцов), сам бизнес достаточно прост и унифицирован. На подобные компании существует стабильный спрос. 2. Средние предприятия отличаются большей индивидуальностью, сложностью бизнес-процессов, распределенностью собственности, а в числе продавцов и покупателей могут быть как физические лица, так и компании, в том числе крупные. 3. Крупные и средние предприятия, перечень потенциальных покупателей которых заранее фактически определен в силу естественных размерных ограничений или в силу правил, устанавливаемых государством. Найдя потенциального продавца, в первую очередь определите, почему бизнес продается. Вам сообщат "официальную" причину, но она необязательно окажется реальной. Узнайте, что в действительности происходит у людей, обладающих информацией. Цена бизнеса находится в прямой зависимости от его способности генерировать доход. Просмотрите историю доходов компании на протяжении нескольких лет. Ваши исследования должны начаться с требования финансовых отчетов за последние три года. Даже если финансовые отчеты заверены аудиторами, не забывайте, что решения аудиторов зависят от документов, которые им предоставлены. Можно провести собственный аудит, проверив все документы компании: записи о депозитах, счета, документы о выдаче заработной платы, записи о продажах и так далее. Сначала между покупателем и продавцом подписывается соглашение о намерениях и начинается проверка заявленных обстоятельств бизнеса. Когда решение принято, покупатель открывает аккредитив в пользу продавца. Затем подписывается договор купли-продажи 100% доли или акций (в зависимости от организационно-правовой формы предприятия) или имущественного комплекса. Банк допускает продавца к средствам аккредитива только на основании подписанного и заверенного договора купли-продажи и зарегистрированного в налоговой инспекции нового учредительного документа. Далее - процедура передачи собственности на бизнес. С юридической точки зрения существуют четыре формы покупки-продажи бизнеса. Первая - замена учредителей в ООО либо в ЗАО. Второй способ - создание нового юридического лица и передача ему активов, связанных с покупаемым бизнесом. Третья форма - продажа предприятия как имущественного комплекса. И последний способ - продажа через ликвидацию или банкротство. На рынке России действует уже достаточное число предприятий, заявляющих о том, что продажа готового бизнеса - их дело. Реально этим занимается с разной степенью успеха едва ли десяток консалтинговых фирм. Услуги бизнес-консультанта стоят 2-15% от суммы сделки. Сделка дороже 50 тыс. долларов может длиться несколько месяцев, сообщает ИА "NewsProm". |